Требования к оборудованию автоцистерны

Состав оборудования

Оборудование для закрытого наполнения автоцистерны должно состоять из:

  1. Ограничителя наполнения. В качестве привода датчика ограничителя наполнения следует использовать энергию перекачиваемой жидкости.

  2. Схема гидравлическая принципиальная ограничителя наполнения Присоединительные размеры ограничителя наполнения (общий вид)
    ГК - гидроклапан; П - поплавок;
    КЗ - кран золотниковый;
    КУ - кран управления
    1 - кран золотниковый;
    2 - поплавок;
    3, 4, 5, 7, 8, 9 - соединительные магистрали;
    6 - клапан управления;
    10 - гидроклапан

  3. Cигнализатора верхнего уровня налива. С cигнализатора электрический сигнал должен быть выведен на звуковой сигнал шасси автомобиля и на розетку по ГОСТ 9200, которая устанавливается на левой стороне цистерны так, чтобы было удобно подключаться к автоматизированным системам налива.
  4. Патрубка с обратным клапаном при креплении рукавов посредством присоединительных устройств типа 4 по ГОСТ 20772 (механических захватов). Место расположения штуцера - с левой стороны автоцистерны, расстояние - по ГОСТ 20772. По договорённости с заказчиком допускается установка штуцера с обратным клапаном сзади автоцистерны;
  5. Присоединительные размеры обратного клапана (сборочный чертеж):
    1 - корпус;
    2 - кольцо;
    3 - направляющая;
    4 - пружина;
    5 - шток;
    6 - кольцо;
    7 - гайка;
    8 - прокладка;
    9 - клапан

  6. Штуцера для газоотвода с огнепреградителем, запорной арматурой и присоединительным устройством. Огнепреградитель устанавливается на цистерне.

Арматура, штуцера и обвязка

Автоцистерну надлежит оснащать дыхательным устройством по ГОСТ 25560, обеспечивающим постоянство рабочего давления в цистерне и самозакрывание при переворачивании, а также предохранительными устройствами, которые обеспечат автоматическое открытие их при наборе избыточного давления в цистерне, равного 0,1 МПа (1 кгс/см2).

При этом площадь сбросного сечения, исходя из объема цистерны, определяют в соответствии с таблицей ниже. Для цистерн объемом от 3 до 40 м3 допустимо выполнять линейную интерполяцию значений величин, указанных в таблице.


Наименование параметра Значение параметра
Объем цистерны, м3 3 5 8 10 13 15 20 30 40
Сбросное сечение, см2 17 25 35 40 48 53 64 84 94
Примечание: В качестве предохранительного устройства может применяться дыхательное устройство при обеспечении значения сбросного сечения, предусмотренного таблицей.

На всасывающем патрубке автоцистерны, оборудованной насосом, необходимо предусматривать фильтр предочистки.

При осуществлении рабочих операций «заправка техники фильтрованным нефтепродуктом с параллельным измерением выданного объема» и «слив нефтепродукта в мелкую тару (канистра, топливный бак, бочка)» допустим забор нефтепродукта сверху из цистерны, помимо донного клапана. В этом случае запорную арматуру (обратный клапан) необходимо устанавливать в верхней части заборного трубопровода.

Напорно-всасывающие штуцера внутри автоцистерны необходимо оборудовать устройством, отбивающим струю при наполнении цистерны нефтепродуктом и не допускающим образование воронки при ее освобождении.

При верхнем способе налива автоцистерны зазор от нижнего среза трубопровода подачи нефтепродукта в цистерну, находящегося в цистерне, до её дна не должно быть больше 100 мм.

В качестве запорной арматуры в обвязке автоцистерны применяют затворы (заслонки) или задвижки с ручным маховиком. Возможно применение запорной арматуры с удалённым управлением с дублированием ручным маховиком по месту.

Штуцера для налива (слива) автоцистерны в транспортном состоянии должны быть заглушены.

Присоединительные устройства (штуцера) автоцистерны для налива (слива) нефтепродукта должны соответствовать требованиям ГОСТ 20772.

Средства измерения и контроля

Для измерения давления и разрежения на автоцистерне устанавливают приборы соответствующего типа. Для визуального контроля параметров давления и разрежения возможно применение индикаторов.

Средства контроля необходимо размещать в месте, удобном для контроля, позволяющем их замену при выполнении поверок или ремонта.

На горловине автоцистерны, изготовленной как мера вместимости, предусматривается смотровое окно для визуального контроля полноты заполнения нефтепродуктом. Высота смотрового окна предусматривается в пределах изменения высоты налива.

Допускается установка стекла «клинкер» взамен указателя уровня заполнения в горловине и смотрового окна.

Перед приборами учета количества нефтепродукта необходимо предусматривать фильтры тонкой очистки. Размещение фильтра должно обеспечивать замену фильтрующего элемента и чистку внутренней полости без его снятия.

Номинальная пропускная способность приборов учёта количества нефтепродукта должна коррелироваться с расходом раздаточной системы автоцистерны. Относительная погрешность приборов учёта не должна превышать пределы ±0,5%.


ПЕРЕВОЗКА НЕФТЕПРОДУКТОВ АВТОТРАНСПОРТОМ