Требования безопасности автоцистерн

Для изготовления автоцистерн не допускается применение шасси транспортного средства с двигателем, работающем на сжатом и/или сжиженном газе.

Конструктивное исполнение автоцистерны должно гарантировать безопасность труда обслуживающего персонала. В документации по эксплуатации должны быть изложены положения о мерах взрывопожаробезопасности при эксплуатации, по избежанию возгораний и способах пожаротушения, по безопасному выполнению работ в замкнутом пространстве внутри цистерны, регулировке режимов работы и текущему ремонту автоцистерны.

Оборудование и управляющие органы (рычаги, штурвалы) системы, предназначенные для заправки транспорта и техники фильтрованным нефтепродуктом с параллельным измерением отгруженного объема, должны размещаться в специальном технологическом боксе, стенки которого выполняются из материалов не поддерживающих горение и имеющих предел огнестойкости не менее 30 минут. При расположении бокса с торца (сзади цистерны) предел огнестойкости более 30 минут обеспечивают исключительно для стенки, установленной со стороны цистерны. В качестве стенки может рассматриваться днище цистерны.

Для исключения накопления статического электричества оборудование и агрегаты автоцистерн изготавливаются из материалов, характеризующихся удельным объемным электрическим сопротивлением менее 105 Ом∙м.

Защита от статического электричества автомобильных транспортных средств выполняется в соответствии с Правилами защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Зажимы для фиксации заземляющего провода и троса выполняются согласно требованиям ГОСТ 21130. Разрешено применение зажимов иных типов, если по надежности крепления и значению сопротивления цепи не ухудшают указанных выше требований.

Металлическое и неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны, проводящие электрический ток, должны иметь на всей протяженности непрерывную электрическую цепь, начиная от болта заземления. Сопротивление отдельных элементов и участков цепи не должно быть более 10 Ом. При замерах сопротивления цепи рукава необходимо подключать и полностью разворачивать.

Если на автоцистерне используются антистатические рукава, то сопротивление цепи должно проверятся по методике установленной в технической документации на рукава данного типа. Значение сопротивления цепи в таком случае должно быть не более допустимого по технической документации на рукав используемого типа.

Сопротивление устройства для заземления автоцистерны вместе с контуром заземления не должно быть более 100 Ом.

Топливный бак автоцистерны оборудуется щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны донной части. Дистанция от топливного бака до щитков не должно быть менее 2 см. А в случае протечки топлива из бака щитки не должны находится на пути жидкости и препятствовать проливу непосредственно на грунт.

Выхлопная труба транспортного средства выносится в правую сторону вперед. Конструктивное исполнение выхлопной трубы должно давать возможность установки эксплуатантом съемного искрогасителя.

Если расположение двигателя не даёт выполнить такое переоборудование, то разрешается выносить выхлопную трубу в правую сторону или вверх за пределы зоны цистерны и зоны топливной обвязки. В подобном случае выхлопная труба не должна размещаться в непосредственной близости от топливного бака. При выводе выхлопной трубы вверх она подлежит оснащению искрогасителем.

Автоцистерна должна быть оснащена двумя порошковыми огнетушителями ёмкостью не менее 5 л каждый.

Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны быть оснащены одним порошковым огнетушителем емкостью не менее 5 л.

По инициативе потребителя (заказчика) автотранспортное средства должно быть оборудовано модульной установкой для тушения возгорания двигателя базового автомобиля, оснащенной удалённым управлением привода запуска. Не допускается попадание огнетушащих веществ в кабину водителя при срабатывании модульной установки пожаротушения.

На автоцистерне должны быть оборудованы места для установки двух знаков «Опасность», знака «Ограничение скорости» по ГОСТ 10807, мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для хранения песка в количестве не менее 25 кг.

На боковых сторонах и сзади автоцистерна маркируется надписью «Огнеопасно» по ГОСТ 1510. Цвет надписи выбирается из условия её четкой видимости.

Автоцистерна должна быть укомплектована проблесковым маячком оранжевого цвета.

Электропроводка, которая проложена в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием и/или соприкасается с ними, должна быть уложена в оболочке, предохраняющей её от повреждений и попадания транспортируемого нефтепродукта.

Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.

Электрооборудование, монтируемое в отсеке технологического оборудования и рычагов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка укладывается в металлической защитной оболочке, или следует предусматривать меры по исключению контакта электрооборудования с технологическим оборудованием.

На автоцистерне с левой стороны размещается табличка с предупреждающей надписью: «При наливе (сливе) топлива - автоцистерну заземлить».

Автоцистерны подлежат оснащению задним защитным устройством. Технические требования к конструкции заднего защитного устройства - по ГОСТ Р 41.58.

Автоцистерну следует комплектовать боковым защитным устройством по РД 37.001.155 "Методические указания. Порядок применения Правил № 73 ЕЭК ООН при сертификационных испытаниях".

Конструктив автоцистерны должен предусматривать защиту ее оборудования от повреждения при опрокидывании, при котором возможно поступление нефтепродукта или его паров в атмосферу.

Автоцистерна оборудуется донным клапаном с организацией управления им снаружи автоцистерны.

Управление донным клапаном подлежит дублированию устройством удалённого закрывания из кабины водителя. Управление донным клапаном должно иметь конструктив, предотвращающий случайное открывание запорной части при ударе или во внештатной ситуации. Донный клапан должен быть закрытым при повреждении внешнего управления.

Во избежание утраты содержимого цистерны при нарушении целостности внешних приспособлений для налива и слива донный клапан и место его установки должны иметь защиту от потенциального риска быть сбитыми при воздействии извне или иметь конструктив, выдерживающий это воздействие.

Узлы датчика предельного заполнения, размещаемые внутри цистерны, выполняются искробезопасными.


ПЕРЕВОЗКА НЕФТЕПРОДУКТОВ АВТОТРАНСПОРТОМ