Требования к эксплуатации автоцистерн

Автомобильные цистерны эксплуатируются, в различных дорожных условиях, поэтому на технологическое оборудование автомобильных цистерн воздействуют значительные вибрационные и ударные нагрузки, что приводит его к преждевременному выходу из строя. Особое внимание необходимо уделять новым автомобильным цистернам в начальный период их эксплуатации. В этот период во всех механизмах технологического оборудования происходит приработка трущихся поверхностей, ослабление резьбовых соединений, в связи с чем дальнейшая надежная эксплуатация технологического оборудования в большей степени зависит от того, насколько хорошо приработались его детали.

Особое внимание при эксплуатации следует уделять цистерне, поскольку от ее состояния во многом зависит качество перевозимого нефтепродукта и возможность его доставки к месту назначения. При осмотрах цистерн в первую очередь необходимо обращать внимание на целостность сварных швов и наличие подтекания по ним нефтепродукта. Цистерна не должна иметь вмятин, царапин. Следует периодически осматривать узлы крепления волнорезов, ограничителя и указателя уровня, трубопроводов к цистерне, тщательно осматривать крепление цистерны к шасси автомобиля, поскольку в результате ослабления крепления может произойти поломка как самой цистерны, так и базового шасси. Для сохранения качества перевозимого нефтепродукта необходимо постоянно следить за состоянием покрытия на внутренних поверхностях цистерн и производить их своевременный ремонт. Работая внутри цистерны, обязательно пользоваться инструментом, не дающим искр при ударах о стенки.

Для сохранения чистоты перевозимого нефтепродукта не реже 2 раз в год проводят промывку цистерны и трубопроводов. Лучше проводить промывку нескольких автомобильных цистерн одновременно. Промывку производят в специальном помещении или на чистой площадке. Для проведения промывки следует:

  • слить из цистерны и трубопроводов остатки нефтепродукта;
  • снять волнорезы;
  • заполнить одну цистерну чистым бензином или керосином примерно на одну треть ее емкости;
  • проехать 2—3 км, сделав при этом несколько резких торможений;
  • выполнять операцию «перемешивание» в течение 5—10 мин (на автомобильных цистернах, имеющих эту операцию);
  • перекачать бензин (керосин) в следующую подготовленную к промывке автомобильную цистерну, а оставшийся в отстойнике бензин (керосин) слить через трубопровод слива отстоя;
  • промыть цистерну горячей водой;
  • протереть внутреннюю поверхность от оставшихся пятен мягкой неметаллической щеткой;
  • промыть и установить на место волнорезы, снять задвижку с трубопровода слива самотеком и вентиль с трубопровода слива отстоя, осмотреть и промыть их;
  • снять дно отстойника и промыть его;
  • вынуть фильтр предварительной очистки, промыть, просушить и установить на место;
  • установить на место снятые узлы и детали;
  • при необходимости промыть внутреннюю поверхность цистерны напорной струей бензина (керосина) из пистолета раздаточного рукава автомобиля-топливозаправщика или топливоперекачивающей установки, при этом стекание бензина (керосина) должно быть свободным через трубопровод слива отстоя;
  • опломбировать цистерну.

Во время выполнения операции по промывке цистерны необходимо строго соблюдать правила промышленной и противопожарной безопасности. Запрещается применять для очистки внутренних поверхностей цистерн металлические щетки, а также ветошь, оставляющую на поверхности волокна.

Для поддержания работоспособности насосов автомобильных цистерн необходимо постоянно следить за:

  • герметичностью всасывающей магистрали, соответствующим числом оборотов двигателя автомобиля;
  • своевременной заменой изношенных деталей;
  • чистотой всасывающего и напорного рукавов и отсутствием, на них резких перегибов;
  • заливкой насоса нефтепродуктом;
  • центровкой валов насоса и редуктора;
  • регулировкой предохранительного клапана.

Кроме этого, необходимо периодически проверять уровень масла в редукторе, который должен совпадать с контрольным отверстием. Для нормальной работы редуктора рекомендуется применять только масла, указанные в карте смазки. Для обеспечения длительной работы шестерен редуктора его включение рекомендуется проводить при выключенной муфте сцепления двигателя автомобиля. При давлении в системе выше или ниже допустимого необходимо отрегулировать предохранительный клапан. Клапан регулируют при выключенном насосе и отсутствии в нем нефтепродукта. Для регулировки необходимо:

  • снять крышку клапана;
  • вывернуть (завернуть) на несколько оборотов регулирующую гайку;
  • установить крышку.

Эта операция проводится до тех пор, пока в напорной магистрали не установится нормальное давление. После окончания регулировки на корпусе и регулирующей гайке наносят риски.

Дыхательный и вдыхательный клапаны и воздушный фильтр требуют ежедневного контроля. В результате засорения или замерзания клапанов и фильтров может произойти смятие цистерны при сливе из нее нефтепродукта или вздутие при наливе. Для уменьшения загрязненности нефтепродукта атмосферной пылью необходимо регулярно очищать и заменять воздушные фильтры. Наиболее часто применяемые фильтры из латунной сетки, свернутой в рулон, перед установкой промывают в авиационном бензине и просушивают. Затем фильтры погружают в авиационное масло па 7—10 минут, после чего устанавливают в клапан. В зависимости от условий работы фильтры промывают при сильно запыленной атмосфере каждый день, при незапыленной атмосфере еженедельно.

Особенность эксплуатации указателя уровня заключается в том, что необходимо постоянно контролировать правильность его показаний. Контроль показаний указателя уровня может осуществляться с помощью образцовых мерников или с помощью заранее отпарированного метрштока. Неправильные показания указателя уровня могут происходить из-за пробоев в поплавке. При этом в поплавок проникает нефтепродукт и изменяет его первоначальный вес. В результате возникает погрешность в показаниях.

Особенность эксплуатации ограничителя сигнализаторов наполнения связана с тем, что при их отказе может произойти перелив нефтепродукта, а также разрушение рукавов, коммуникаций насоса, цистерны при наполнении автомобильной цистерны нефтепродуктом. На автомобильных цистернах применяются в основном ограничители наполнения поплавкового типа, поэтому также, как и на указателях уровня, у них необходимо следить за целостностью поплавка. Кроме этого, необходимо следить за работой золотникового крана.

Особенность эксплуатации рукавов заключается в том, что они требуют бережного обращения. По окончании работы рукава следует укладывать в пеналы или ящики. Бросать рукава и ходить по ним нельзя. Для предохранения от загрязнения рукава должны быть закрыты заглушками с уплотнительными прокладками. После выполнения сливо-наливных операций из рукавов должен быть слит нефтепродукт. Движение автомобильных цистерн с неубранными рукавами запрещается. В процессе эксплуатации автомобильных цистерн необходимо регулярно проверять электропроводность медных токопроводников в рукавах. Проверку целостности токопроводников можно производить любым измерителем сопротивлений. Проверка целостности токопроводящих жил рукавов с помощью аккумуляторной батареи и лампочки категорически запрещается. Если при проверке окажется, что в рукаве разорваны все токопроводящие жилы, то пользование таким рукавом запрещается.

Особенность эксплуатации запорной арматуры заключается в том, что наличие в ней зазоров, неплотностей, поломок может привести к значительным потерям нефтепродукта. Поэтому, прежде чем производить операции по наполнению цистерны нефтепродуктом, перекачке и другие, необходимо убедиться в том, что все вентили, задвижки, и клапаны обеспечивают выполнение данной операции. На автомобильных цистернах, оборудованных пневмосистемой, необходимо не допускать утечку воздуха из трубопроводов. Перед выездом автомобильной цистерны и по возвращении в автотранспортное предприятие из нее необходимо сливать отстой. Если при сливе отстоя в нем окажется много механических примесей, необходимо продолжать слив до тех пор, пока из отстойника не пойдет чистый нефтепродукт. В случае замерзания воды в отстойнике его следует прогреть горячим воздухом от калориферного обогревателя или теплой водой. Во избежание взрыва цистерны категорически запрещается нагрев отстойника открытым огнем.

Особенности эксплуатации контрольно-измерительных приборов заключаются в том, что запрещается выполнять рабочие операции на автомобильной цистерне с неисправными контрольно-измерительными приборами и с приборами, не прошедшими проверку в установленный срок. Кроме этого, запрещается проводить рабочие операции на автомобильной цистерне с частично отключенными контрольно-измерительными приборами, а также устанавливать контрольно-измерительные приборы, не соответствующие по своим параметрам схеме и не имеющие паспортов и формуляров.

Эксплуатацию автоцистерны следует выполнять в соответствии с положениями нормативных и технических документов, регламентирующих требования по обеспечению безопасности.

Эксплуатационная документация на автоцистерну разрабатывается в соответствии с ГОСТ 2.601 и ОСТ 37.001.511 и утверждаться в принятом в организации порядке.

На каждой автоцистерне надлежит устанавливать таблички и надписи, предписывающие:

  • порядок действий при выполнении операций по наливу и сливу ее нефтепродуктами;
  • предупреждения по промышленной безопасности;
  • принципиальные гидравлические и кинематические схемы с маркировкой мест расположения элементов автоцистерны (вентилей, клапанов, задвижек и т.д.).

Рядом с элементами указанными на схемах (гидравлических и кинематических) должны быть вывешены таблички с алгоритмом о правилах их открытия и закрытия.

Примечание: Для автотопливозаправщиков, дополнительно, должен быть прописан порядок выполнения операций по реализации нефтепродуктов.

Автоцистерна, используемая для перевозки неэтилированного бензина, должна обозначаться надписью «Только для неэтилированного бензина». Автоцистерна, используемая для этилированного бензина, должна обозначаться надписью «Только для этилированного бензина». Эти обозначения должны выполняться на наружной поверхность цистерны и быть ясно читаемыми на протяжении всего времени использования цистерны.


ПЕРЕВОЗКА НЕФТЕПРОДУКТОВ АВТОТРАНСПОРТОМ