Определение необходимости капитального ремонта

Решение о необходимости капитального ремонта линейной части МНПП принимается на основе комплексного обследования и оценки технического состояния ее участков.

Для оценки технического состояния участков МНПП предварительно производят следующие работы:

  • анализ отказов участка и имеющихся данных по диагностике МНПП;
  • выявление наиболее опасных участков МНПП в отношении внешней и внутренней коррозии, а также напряженного состояния МНПП;
  • обследование наиболее опасных участков МНПП, запорной арматуры, установок ЭХЗ, защитных противопожарных средств, линий технологической связи;
  • анализ полученной информации.

Критериями опасности участков МНПП в отношении внешней коррозии, определяющими необходимость проведения капитального ремонта линейной части МНПП, являются:

  • величина разности потенциалов «труба - земля», не удовлетворяющая требованиям ГОСТ 9.602-89;
  • наличие дефектов изоляционного покрытия, обнаруженных в результате обследования;
  • опасное (по ГОСТ 9.602-89) смещение разности потенциалов между трубопроводом и электродом сравнения (для МНПП, проложенных в зоне действия блуждающих токов);
  • величина замеренного коррозионного износа по данным толщинометрии или определенной с помощью средств внутритрубной диагностики;
  • отказы по причине наружной коррозии.

Наиболее опасными в отношении внутренней коррозии являются:

  • места, где величина замеренного коррозионного износа по данным толщинометрии или определенного с помощью внутритрубной диагностической аппаратуры превышает средние по МНПП значения;
  • места, где происходили аварии по причине внутренней коррозии;
  • места возможных донных скоплений перед участками с пониженной скоростью течения и др., где возможно развитие сульфат-восстановительных бактерий;
  • пониженные места по рельефу МНПП со скоростью течения нефтепродукта, не обеспечивающей вынос скоплений и воды.

Опасность разрушения МНПП из-за перенапряжения металла трубы может возникнуть в результате:

  • действия неучтенных нагрузок (размыв подводных участков МНПП, колебания размытых участков под воздействием потока, воздействие оползающих грунтов при укладке МНПП);
  • нарушения проектных решений или ошибки в проекте (например, дополнительное к проектному искривлению МНПП в вертикальной и горизонтальной плоскости вплоть до образования гофр и др.).

На основе выявленных опасных участков МНПП производится их обследование путем шурфования, осмотра трубопровода, контроля изоляционного покрытия, толщины стенки трубы и качества сварных швов принятыми способами контроля.

Порядок проведения обследования и оценки коррозионного состояния МНПП, организационно-техническая подготовка, способы капитального ремонта, виды, технологическая последовательность и контроль качества работ определяются «Правилами капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов диаметром 100 - 720 мм» и «Правилами капитального ремонта подземных трубопроводов».

По результатам обследований проводится анализ полученной информации о состоянии стенки трубы и изоляционного покрытия, который включает:

  • классификацию и оценку обнаруженных дефектов по степени опасности;
  • определение остаточного ресурса участка МНПП;
  • уточнение на трассе МНПП мест обнаруженных дефектов;
  • планирование мероприятий по предотвращению возможного разрушения МНПП;
  • выбор вида и способа ремонта, установление сроков его проведения в зависимости от характера дефекта МНПП с учетом загруженности на рассматриваемый момент и перспективу.

Классификация дефектов производится следующим образом:

  • определяется вид дефекта по конструктивному признаку (трещины, гофры, свищи, коррозионные язвы и т.д.);
  • определяются геометрические размеры дефектов (длины, глубины, радиуса кривизны и т.д.);
  • определяется степень опасности обнаруженных дефектов с учетом остаточного ресурса МНПП.

Критериями оценки дефектов обследованного участка МНПП являются допуски, установленные действующими НТД (СНиП III-42-80. «Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ»; ВСН 006-89. «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка»). На основании анализа и обработки результатов обследований назначается капитальный ремонт либо с заменой труб, либо с заменой изоляционного покрытия с восстановлением или без восстановления стенки труб.

Восстановление стенки трубы производится одн им из следующих методов:

  • зачистка поверхности, шлифовка;
  • заварка (наплавка) повреждений;
  • приварка накладных усилительных элементов (заплат, муфт).

Замену изоляции трубопровода следует проводить механизированным или ручным способом при давлении в нем не более 2,5 МПа при наличии проекта производства работ, мероприятий по безопасности труда и плана ликвидации аварий на данном участке. Зачистка поверхности трубы шлифованием применяется при наличии коррозионных повреждений, не превышающих глубиной 10% от толщины стенки. При наличии глубоких повреждений допускается непосредственная их заварка, если остаточная толщина трубы в месте повреждений не менее 5 мм независимо от внутреннего давления. При наличии сплошной коррозии восстановление работоспособности труб следует производить путем приварки накладных усилительных элементов (заплат, муфт).



ЛИНЕЙНАЯ ЧАСТЬ