СВОЙСТВА ТОПЛИВ

Требования к топочному мазуту

Топочные мазуты представляют собой одну из основных разновидностей тяжелого жидкого топлива, включающего также флотский мазут и мазут - топливо мартеновских печей (печное топливо). Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные и судовые топлива используют в судовых энергетических установках.

Топочные мазуты, как и другие виды жидкого нефтяного топлива, получают на нефтеперерабатывающих заводах, либо в процессе прямой перегонки нефти, либо при высокотемпературной переработке ее промежуточных фракций (крекинг-процессе). По способу производства различают прямогонные мазуты и крекинг-мазуты.

Прямогонный мазут представляет собой смесь тяжелых нефтяных остатков прямой перегонки нефти с ее маловязкими фракциями. Подмешивание дистиллятов к тяжелому остатку необходимо для поддержания вязкости мазута в пределах требований стандарта.

Крекинг-мазут представляет собой тяжелый высоковязкий остаток крекинг-процесса.

К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-99 (в М-40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8-15% среднедистиллятных фракций, в М-100 дизельные фракции не добавляют), к тяжелым моторным топливам - флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 - по ГОСТ 10585-99, моторные топлива ДТ и ДМ - по ГОСТ 1667-68.

К судовым топливам относят дистиллятное топливо ТМС по ТУ 38.101567-87 и остаточные топлива СВТ, СВЛ, СВС по ТУ 38.1011314-90.

Требования к характеристикам топочного мазута по ГОСТ 10585-99.
Параметры Марка мазута
Ф-5 Ф-12 40 100
Вязкость при 50°С, не более:
    условная, °ВУ 5,0 12,0 - -
    кинематическая, м2/с (сСт) 36,2·10-6 89,0·10-6 - -
Вязкость при 80°С, не более:
    условная, °ВУ 8,0 16,0 - -
    кинематическая, м2/с (сСт) 59,8·10-6 118,0·10-6 - -
Вязкость при 100°С, не более:
    условная, °ВУ - - - 6,8
    кинематическая, м2/с (сСт) - - - 50,0·10-6
Динамическая вязкость при 0°С, Па·с, не более 2,7 - - -
Зольность, % (масс.), не более, для мазута:
    малозольного - - 0,04 0,05
    зольного 0,05 0,10 0,12 0,14
Массовая доля механических примесей, %, не более 0,10 0,12 0,5 1,0
Массовая доля воды, %, не более 0,3 0,3 1,0 1,0
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие
Массовая доля серы, %, не более для мазутов видов:
    I - - 0,5 0,5
    II 1,0 0,6 1,0 1,0
    III - - 1,5 1,5
    IV 2,0 - 2,0 2,0
    V - - 2,5 2,5
    VI - - 3,0 3,0
    VII - - 3,5 3,5
Коксуемость, % (маcc.) 6,0 6,0 - -
Массовая доля сероводорода, %, не более - - 0,003 (до 31.12.2012) 0,002 (до 31.12.2014) 0,001
Температура вспышки, °С, не ниже:
    в закрытом тигле 90 90 - -
    в открытом тигле - - 90 110
Температура застывания, °С, не выше: -5 -8 10 25
    мазута из высокопарафинистых нефтей - - 25 42
Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (небраковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:
    I, II, III и IV 41454 41454 40740 40530
    V, VI и VII - - 39900 39900
Плотность при 20°С, кг/м3, не более: 955 960 Не нормируется. Определение обязательно.
Примечания:
  1. Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.
  2. Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф5, Ф12, 40 и 100 на экспорт показатель 15 не является браковочным.
  3. Допускается до 31.12.2012 выпуск в оборот мазута марки Ф5 с массовой долей серы не более 2 %.

Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: 60-70% прямогонного мазута и 30-40% дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использование в его составе до 22% керосиново-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга.

В небольшом количестве в качестве жидкого котельного топлива используются остатки перегонки смол, получаемых при термической переработке углей и горючих сланцев (угольные и сланцевые мазуты).



СВОЙСТВА ТОПЛИВ