Управление электрооборудованием и электроустановками в опасных зонах

Опасные зоны и опасные участки

На танкерах определенные места и помещения регулируются международными соглашениями. Классификации определяют зоны/помещения, где опасность существует постоянно или в течение специальных периодов времени (например, во время загрузки танков, приема балласта, очистки или дегазации), когда установлено или используется стационарное электрооборудование.

Подробные определения опасных зон танкера в правилах классификационного общества взяты из публикаций Международной электротехнической комиссии (МЭК), посвященных типам электрооборудования, которое может быть установлено в этих зонах. Определение терминалов в МЭК основано на строгой классификации, основанной на концепции зон.

Терминал делится на три зоны, учитывая возможное наличие воспламеняющихся газовых смесей. МЭК предлагает классифицировать опасные зоны в зависимости от частоты и продолжительности возникновения взрывоопасной атмосферы.

Зона "0" Зона "1" Зона "2"
Места, где взрывоопасная атмосфера, состоящая из смесей воздуха и газов, паров или распыленных горючих материалов, присутствует непрерывно или длительно или часто. Места, где взрывоопасная атмосфера, состоящая из смесей воздуха и газов, паров или туманов горючих материалов, может периодически возникать при нормальных условиях эксплуатации. Пространства, в которых взрывоопасная атмосфера, состоящая из смеси воздуха и газов, паров или туманов горючих материалов, маловероятна, а если и возникает, то только на короткое время.

Когда танкер стоит в доке, зона, которая считается безопасной, может попасть в опасную зону терминала. В такой ситуации может потребоваться отключение любого несанкционированного электрооборудования в этой зоне на время стоянки танкера.

Электрооборудование

Электрооборудование, постоянно установленное во взрывоопасных зонах и зонах с низким потенциалом воспламенения атмосферы, должно быть утвержденного типа. Такое оборудование должно находиться под надлежащим контролем, чтобы оборудование и проводка не стали источниками воспламенения.

Если на танкере или причале установлено кабельное телевидение, то камеры и соответствующее оборудование должны иметь утвержденную конструкцию по отношению к зоне, в которой они установлены, и если конструкция кабельного телевидения утверждена, то ограничений на его использование нет. Если танкер находится на причале, договоренности об обслуживании такого оборудования должны быть заранее согласованы между лицом, ответственным за танкер, и представителем терминала.

Стационарные электроустановки на борту танкеров всегда должны соответствовать требованиям классификационных обществ или национальным требованиям, основанным на рекомендациях МЭК.

Тип электрооборудования и его установка на терминале обычно соответствуют национальным требованиям и, если применимо, рекомендациям МЭК.

Проверка и техническое обслуживание электрооборудования

Все оборудование, системы и сооружения, включая кабели, каналы и аналогичные устройства, должны поддерживаться в рабочем состоянии. Поэтому необходимо проводить периодические проверки.

Исправное функционирование такого оборудования не обязательно означает, что оно соответствует требуемым стандартам безопасности.

Все оборудование, системы и сооружения должны быть проверены сразу после установки. После ремонта, регулировки или модификации следует проверять зоны, где выполнялись эти операции.

Всякий раз, когда терминал меняет свою классификацию зон или характеристики горючих веществ, с которыми он работает, необходимо провести проверку, чтобы убедиться, что всему оборудованию была присвоена соответствующая группа и температурный класс и оно по-прежнему отвечает требованиям измененной классификации зон.

Защита, обеспечиваемая взрывозащищенными или конструктивно безопасными конструкциями электрооборудования, может быть скомпрометирована неправильным техническим обслуживанием. Даже простой ремонт и техническое обслуживание должны выполняться в строгом соответствии с инструкциями производителя для поддержания безопасной работы оборудования.

Особое внимание следует уделять взрывозащищенным светильникам, поскольку плохое закрытие после замены лампочки может привести к нарушению непрерывности цепи освещения.

Для облегчения регулярного технического обслуживания и ремонта суда должны обеспечить наличие подробных руководств по техническому обслуживанию любых специальных систем или устройств, установленных на борту.

Испытания изоляции должны проводиться только при отсутствии в атмосфере горючих газов.

Не допускается вносить изменения, добавлять или удалять компоненты в утвержденное оборудование, системы или оконечные установки без разрешения соответствующего органа. Не допускается вносить изменения, добавлять или удалять компоненты в официально утвержденное оборудование, систему или оконечную установку без разрешения соответствующего органа, если только не будет обеспечено, что такое изменение не повлияет на действительность разрешения.

Нельзя модифицировать устройства разделения нагрузки, избыточного давления, продувки или другие устройства, зависящие от безопасности, без разрешения ответственного механика.

Если оборудование, установленное в терминальной опасной зоне, должно быть навсегда выведено из эксплуатации, соединительная проводка должна быть удалена из опасной зоны или ее клеммы должны быть надлежащим образом размещены на электрической панели типа, соответствующего классификации зоны.

Если оборудование, установленное в терминальной опасной зоне, должно быть временно выведено из эксплуатации, клеммы незащищенной проводки должны быть размещены на электрической распределительной панели, как указано выше, надлежащим образом изолированы или надежно соединены и заземлены. Проводники в цепях структурной безопасности должны быть изолированы друг от друга или электрически соединены и изолированы от земли.

Во время проверок электрооборудования и установок особое внимание следует уделять следующему:

  • на огне- и взрывозащищенные электрические подложки, если наблюдаются трещины в металле, разбитое или сколотое стекло или ухудшение состояния цементной пасты вокруг стекла;
  • надежности крепления крышки огнестойкой панели, правильному положению всех болтов и отсутствию прокладок между сопрягаемыми поверхностями металлов;
  • что каждое соединение установлено надлежащим образом;
  • каналы и фитинги для прокладки кабеля могут быть ослаблены;
  • закреплению оболочки кабеля;
  • наличию механических напряжений, которые могут привести к разрыву кабеля

Выполнение электроремонтных работ, технического обслуживания и испытаний на терминалах

Все работы по техническому обслуживанию электрооборудования должны выполняться с использованием утвержденной системы или эквивалентной системы управления безопасностью, которая предусматривает процедуры отключения электрического или механического оборудования.

В целях безопасности настоятельно рекомендуется использовать механические устройства отключения и предупреждающие наклейки

.

Не выполняйте холодные работы, не открывайте взрывозащищенные распределительные щиты и не изменяйте специальные защитные функции стандартного оборудования, пока оборудование и кабели не будут полностью обесточены. Не подавайте напряжение снова, пока работы не будут завершены и не будут полностью соблюдены меры безопасности, описанные выше. Такие работы, включая замену лампочек, должны выполняться только уполномоченными на это лицами.

Ремонт, модификации или испытания могут выполняться в опасных зонах терминала с использованием паяльников, пламени, огня, других средств, связанных с использованием тепла, и промышленно изготовленного оборудования. Однако при условии, что, во-первых, в этой зоне будут созданы безопасные условия и уполномоченным лицом будет выдан сертификат дезактивации, а во-вторых, эти условия будут поддерживаться в течение всего времени проведения работ. Если считается необходимым проведение таких горячих работ на причале или причальной площадке, где пришвартован танкер, то сначала должно быть достигнуто соглашение между представителем терминала и лицом, ответственным за экипаж танкера, чтобы разрешить проведение огневых работ.

Аналогичным образом, во время ремонта или модификации допускается повторная подача напряжения на оборудование для проведения испытаний при условии соблюдения тех же требований.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ