Безопасная эксплуатация оборудования средств связи

Общие требования

Все оборудование связи на борту, включая оборудование, не сертифицированное во взрывобезопасном исполнении или не утвержденной конструкции, телефоны, двусторонние переговорные устройства, сигнальные фонари, прожекторы, мегафоны, камеры кабельного телевидения, пульты управления судовой электрической сигнализацией и т.п., если место, в котором они находятся, попадает в опасную зону на берегу, их нельзя ни подключать, ни отключать.

Судовое радиооборудование

Использование радиооборудования танкера во время грузовых или балластных операций является потенциально опасным.

Средне- и высокочастотное оборудование радиосвязи.

Радиосвязь средней и высокой частоты (от 300 кГц до 30 МГц) излучает значительную энергию и может наводить потенциалы в незаземленных "приемниках" (консольные краны, такелаж, стойки мачты и т. ) на расстоянии до 500 м от передающей антенны, создавая искры зажигания. Кроме того, соль, грязь или вода, попавшие на изолятор антенны в результате радиопередачи, могут вызвать искрение в этой зоне.

Рекомендуется:

  • заземлить все стойки, консольные краны и соединительные приспособления. Подшипники грузовых стрел должны быть заполнены токопроводящей смазкой (например, графитовой) для обеспечения проводимости или оснащены подходящей шиной заземления;
  • не осуществлять радиопередачи в периоды, когда вблизи передающей антенны могут присутствовать горючие газы, или когда антенна находится в опасной зоне на суше;
  • главная передающая антенна должна быть заземлена или изолирована, пока судно пришвартовано.

Если судовая радиостанция будет использоваться в деловых целях в порту, танкер и терминал должны договориться о мерах, необходимых для обеспечения безопасности. При этом необходимо договориться о таких мерах предосторожности, как работа с пониженной мощностью и дублирование направленных антенн. В любом случае, процедуры безопасной эксплуатации должны быть согласованы и внедрены до начала использования такого оборудования.

УКВ-оборудование.

Использование стационарного и правильно установленного УКВ-оборудования в грузовых и балластных операциях считается безопасным. Однако для использования в портах рекомендуется устанавливать низкую мощность передачи (1 Вт или менее).

Портативные УКВ-радиопередатчики не опасны для использования в терминалах или на борту судов, если они сертифицированы, обслуживаются в соответствии с действующими стандартами безопасности и имеют выходную мощность 1 Вт или менее.

Использование УКВ-радиоаппаратуры является предпочтительным, как средство связи между судовым персоналом и береговыми рабочими.

Оборудование спутниковой связи.

Такое оборудование обычно работает на частоте 1,6 ГГц, а генерируемые уровни мощности не являются опасными для воспламенения. Поэтому оборудование спутниковой связи может использоваться для отправки и получения сообщений, когда судно стоит на якоре.

Судовые радиолокационные системы

Судовые радиолокационные системы работают в диапазонах высоких и очень высоких частот. При вращении антенны излучение, испускаемое ею, распространяется узким лучом по почти горизонтальной плоскости. В гаванях воздействию подвергаются такие конструкции, как краны и грузовые трубы, но излучение обычно не распространяется на палубы и причалы судов.

Максимальная выходная мощность радара в 3- и 10-сантиметровом диапазоне составляет 30 киловатт, и при правильной установке нет опасности самовозгорания.

Хотя радиочастотное излучение не проникает в тело человека, облучение на коротких расстояниях (до 10 метров) может вызвать нагрев кожи и глаз. При соблюдении всех необходимых условий, например, не смотреть прямо на антенну с близкого расстояния, излучение морского радара не окажет существенного влияния на организм человека.

Сканирующие радиолокационные двигатели не предназначены для использования в опасных зонах, но на суше они обычно располагаются над опасными зонами, за исключением небольших судов. Риск воспламенения может быть снижен, если на судне используется герметичная грузовая система и пары возвращаются на берег. Поэтому проверка радара во время стоянки на якоре считается безопасной. Однако считается хорошей практикой выключать или переводить в режим ожидания судовой радар во время нахождения на терминале. Перед использованием радиолокационного оборудования во время погрузки или выгрузки груза рекомендуется проконсультироваться с персоналом терминала.

Автоматическая идентификационная система (АИС)

АИС должна находиться в рабочем режиме, пока судно находится на ходу и на якоре. Некоторые портовые власти могут потребовать, чтобы АИС оставалась включенной, пока судно стоит на якоре у причала/ АИС работает в диапазоне частот УКВ и автоматически передает и принимает информацию. Выходная мощность варьируется от 2 до 12,5 Вт. Автоматическая передача информации другими станциями (например, оборудованием портовой станции или другими судами) может заставить устройство АИС передавать информацию в более высоком диапазоне мощности (12,5 Вт) даже при низкой установленной мощности (часто 2 Вт). Если судно находится вблизи терминала, где может присутствовать углеводородный газ, или в такой зоне порта, необходимо отключить АИС или изолировать антенну и создать искусственную нагрузку на АИС. Изоляция антенны АИС уменьшит количество информации, которая может быть потеряна в случае отключения АИС, и уменьшит количество информации, которая может быть потеряна в случае отключения АИС. Изоляция антенны АИС защищает введенную вручную информацию, которая может быть потеряна в случае отключения АИС. При необходимости следует уведомить об этом администрацию порта.

Если судно находится в районе, где не ожидается присутствие углеводородного газа вблизи терминала или в гавани, и АИС оснащена соответствующим переключателем, то мощность должна быть уменьшена.

Если АИС выключен или отделен во время стоянки на якоре, его необходимо снова включить после отшвартовки судна.

Использование оборудования АИС может повлиять на безопасность пришвартованных судов и терминалов. В этом случае использование АИС будет зависеть от уровня безопасности, принятого администрацией порта.

Телефоны

Если между судном и диспетчерским пунктом на берегу или в другом месте должна быть установлена прямая телефонная связь, рекомендуется прокладывать телефонный кабель вне опасной зоны.

Если это невозможно, кабель должен быть проложен и закреплен квалифицированным береговым персоналом. Кабель также должен быть защищен от механических повреждений, чтобы его использование не создавало опасности.

Мобильные телефоны

Большинство сотовых телефонов конструктивно небезопасны, и их использование вне безопасных зон не представляет опасности. Сотовые телефоны могут использоваться на борту только с разрешения капитана. До получения сертификата конструктивной безопасности сотовые телефоны можно использовать только в специально отведенных местах жилых кают, где они вряд ли будут мешать работе судового оборудования.

Радиоизлучение от конструктивно небезопасных сотовых телефонов недостаточно высоко, чтобы вызвать искры наведенного напряжения, но энергоемкость аккумулятора может быть достаточной для возникновения искр зажигания в случае повреждения или короткого замыкания. Следует помнить, что такие устройства связи, как сотовые телефоны и беспроводные пейджеры, будучи включенными, могут дистанционно активировать механизмы предупреждения и вызова, а в случае с телефонами могут создать опасность, если пользователь ответит на вызов. Если сотовый телефон проносят в терминал или на судно, его необходимо сначала выключить, а затем снова включить в безопасном месте, например, в жилых помещениях судна или за пределами терминала.

Существуют конструктивно безопасные сотовые телефоны, которые разрешено использовать в опасных местах. Такие трубки должны быть четко обозначены, как конструктивно безопасная конструкция для всех условий использования. Персонал терминала на борту танкеров и члены экипажей судов, следующих в терминал, имеющие при себе сотовые телефоны конструктивно безопасной конструкции, должны быть готовы продемонстрировать их надлежащую конструкцию, если об этом попросит другая сторона. Судам и другим посетителям терминала, в зависимости от того, куда они направляются, не следует пользоваться своими сотовыми телефонами до получения разрешения от судна или терминала.

Пейджеры

Не все пейджеры конструктивно безопасны. Пейджеры, не имеющие такой конструкции, считаются безопасными для использования в неопасных зонах и должны быть выключены и снова включены в неопасных зонах, например, на надстройке судна, чтобы переместиться с терминала на судно и обратно.

Конструктивно безопасные пейджеры разрешено использовать в опасных зонах. Такие пейджеры должны иметь четкую маркировку, указывающую на то, что они конструктивно безопасны для всех условий использования. Персонал терминала на борту танкерных судов, перевозящих пейджеры конструктивно безопасной конструкции, а также персонал на борту судов, направляющихся к терминалу, должен быть готов продемонстрировать их надлежащую конструкцию, если об этом попросит другая сторона. Суда и другие посетители терминала, в зависимости от того, куда они направляются, не должны использовать пейджеры до получения разрешения от судна или терминала.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ