Котировки акций
adrbidask
Газпром0.000.00
ГМК0.000.00
Лукойл0.000.00
Роснефть0.000.00
Ростелеком0.000.00
Сургутнефтегаз0.000.00
Татнефть0.000.00
ВТБ0.000.00
Данный на 00:00 МСК
Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

УСТРОЙСТВО АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

Схемы АЗС Состав сооружений АЗС Резервуары АЗС Топливораздаточные колонки АЗС Технологические трубопроводы
Электрооборудование, защита от токовых воздействий

Планировочные схемы АЗС

При проектировании АЗС требования самого заказчика, как правило, сводятся к следующим пунктам:

  • изготовление сооружений из сборных, легких элементов, дающих возможность сборки в короткие сроки и исключающих необходимость частой окраски наружных стен;
  • наличие готовой рекламы, встроенной мебели;
  • возможность получения сборного технологического оборудования, т.е. подземных резервуаров в сборе с арматурой, замерной аппаратурой, с использованием герметизации топливораздаточных колонок с автоматикой и готовых бетонных плит для укладки на территории АЗС;
  • обеспечение максимальной пропускной способности на АЗС путем возможной вариации в размещении технологического оборудования, создающей направленные потоки автомашин за необходимой маркой топлива и обеспечивающей максимальный обзор рабочей зоны территории АЗС из помещения заправщика;
  • максимальное использование автоматики в управлении заправкой автомашин;
  • простота обслуживания оборудования, сооружений и территории АЗС.

Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:

  • возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двусторонним расположением топливных баков;
  • независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;
  • минимальную протяженность коммуникаций топлива;
  • оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;
  • достаточную зону для машин, ожидающих заправку;
  • возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором должна определяться нормами.

Для строительства АЗС должен быть отведен участок с учетом существующей застройки и генерального плана реконструкции данного района. Размеры участка определяются пропускной способностью АЗС условиями ее работы, типами заправляемых машин, а также расположением въезда и выезда с территории АЗС на основную дорогу.

На территории АЗС размещаются здание станции, островки с заправочным оборудованием, островки над резервуарами.

Если снабжение АЗС теплом в зимнее время для отопления и технологических целей проектируется от собственной котельной на дизельном топливе, то на территории станции предусматривается специальный резервуар. На станциях, выполняющих отдельные операции технического обслуживания автомобилей, строятся специальные помещения или открытые площадки.

Практика проектирования и исследований условий работы современных АЗС показывает, что наиболее приемлемы три схемы расположения колонок: диагональная, параллельная и перпендикулярная. Названия схем определяют расположение по ним островков с колонками в одну линию по диагонали к автомагистрали, параллельно или перпендикулярно к ней.

Ориентировочно можно считать, что общая площадь АЗС, соответственно, на 500 заправок должна составлять не менее 1500 м2, на 750 – 3000 м2, на 1000 – 4000 м2.

При определении числа топливо- и маслораздаточных колонок принимается пропускная способность каждой колонки 15 автомобилей в час при коэффициенте использования колонок 0,6. Иногда число топливораздаточных колонок на АЗС увеличивается сверх расчетных ддя более удобных условий заправки, например для одновременной заправки автомобиля с двумя баками, расположенными с обеих его сторон.

Для определения емкости резервуаров для топлив и масел средняя величина заправки автомобиля принимается 50 л топлива и 2 л масла.

Ёмкость резервуаров для хранения топлив и масел определяется исходя из трёх - пятидневного запаса. Запас рассчитывается в зависимости от количества сортов топлив и масел, которыми обеспечивается АЗС, а также от условий и дальности доставки нефтепродуктов от нефтебазы.

На АЗС предусматривается хранение и отпуск двух-четырех сортов бензина, одного сорта дизельного топлива, и одного- двух сортов масел.

По опыту существующих АЗС обшая ёмкость резервуаров распределяется примерно следующим образом: под бензин - 70-80% ёмкости, под дизельное топливо 15 -25% и 5-8% под масло.

Расположение оборудования и сооружений АЗС должно быть удобным для работы обслуживающего персонала и водителей заправляемых машин, а также должно обеспечивать минимальную протяженность трубопроводов для топлив и масел по территории станции.

Расположение колонок должно допускать возможность двухсторонней заправки и удобного подъезда автомобилей к колонкам и выезд их после заправки с территории АЗС .

При расстановке колонок на территории АЗС необходимо иметь в виду, что легковые и грузовые автомобили и автобусы заправляются с левой стороны, автомобили с дизельными двигателями - с правой, а заправка машин с двумя баками производится с двух сторон.

Всё заправочное оборудование устанавливается на островках, высота которых 200+300 мм от проезжей части. Ширина островков должна быть не менее 1,2+1,0 м.

Наилучшим расположением заправочного оборудования на итории АЗС следует считать такое, при котором островки с колонками асположены между путями въезда и выезда автомобилей, а продольная ось островка параллельна направлению движения автомобилей.

Расстояние между топливораздаточными колонками на островке обычно принимают 10÷12 м (из расчёта грузового автомобиля). Длина островка для двух топливораздаточных колонок около 14 м. Между двумя топливораздаточными колонками не островке можно разместить масло- и воздухо-, водораздаточные колонки.

Радиусы закруглений проездов по территории АЗС, измеряемых по осям проездов, для легковых автомобилей должны быть не менее 6,5 м, а для грузовых - не менее 14 м.

Для сокращения обслуживающего персонала и увеличения пропускной способности станции целесообразно применять заправочное оборудование с дистанционным управлением из центрального пункта использовать самообслуживание.

При дистанционном управлении работой колонок из центральнаного пункта необходимо предусматривать звуковую или световую сигнализацию между оператором и водителем, находящимся на месте заправки.

Схема стационарной АЗС

Fig4

Рассмотрим схему стационарной АЗС, имеющей подземное размещение резервуара, снабженной огневыми предохранителями.

Резервуар 2 полностью заглублен в землю так, что его наивысший уровень находится на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности земли. Крепится резервуар к бетонному основанию (фундаменту) 1 с помощью металлических хомутов 15. При отсутствии грунтовых вод в месте размещения резервуара возможна его установка без фундамента, прямо на песчаную подушку. В крышке горловины резервуара размещены: приемная 7, всасывающая 11, мерная 9 и воздушная 5 трубы. Приемная труба 7 своим наружным концом выведена в приемный люк 3 и сообщается с ним через топливный фильтр 6. Внутренний конец приемной трубы расположен ниже обратного клапана 14 всасывающей трубы 11 в так называемом «мертвом» остатке бензина, который создает гидравлический затвор. Он предохраняет поступление воздуха в резервуар при его заполнении и служит одновременно для огневой защиты.

Топливный фильтр 6 снабжен также сетчатым фильтром, находящимся во впускном патрубке, выполняющем роль огневого предохранителя. Угловые огневые предохранители 8 и 10 установлены в воздушной 5 и всасывающей 11 трубах. Кроме того, конец воздушной трубы, выведенный в атмосферу, также имеет огневой предохранитель 4 (гаситель пламени).

Внутри мерной трубы 9 расположен щуп с нанесенными делениями, которые в объемных единицах указывают степень наполнения резервуара. В современных АЗС процесс контроля уровня топлива и его учет выполняется при помощи автоматических устройств.

Одним из них является переносной электронный уровнемер «Hermetic», который предназначен для учета нефтепродуктов в резервуарах. Уровнемер «Hermetic», называемый еще погружной рулеткой, обеспечивает одновременное измерение уровня жидких сред и температуры. Весит прибор около 4 кг и имеет точность измерения уровня ±2 мм, питается от батареи напряжением в 9 вольт.

Всасывающая труба 11 наружным концом соединена с раздаточной колонкой 12. В целях предохранения всего оборудования АЗС от разряда статического электричества резервуар 2 для топлива имеет заземляющее устройство 16. Огневые предохранители, устанавливаемые в трубопроводах оборудования станции, представляют из себя так называемую латунную сетку, имеющую от 144 до 220 ячеек на 1 см2. Ее помещают между фланцами защищаемой трубы в два слоя с зазором 3 – 5 мм.

Принципиальная технологическая схема АЗС

Принципиальная технологическая схема типовой традиционной АЗС приведена на рисунке слева.

Технологические схемы АЗС с горизонтальным и вертикальным расположением резервуаров приведены на рисунке справа.

Монтажные параметры оборудования прелставлены в таблице.

Fig1 Fig4
Монтажные размеры оборудования АЗС
Параметр Значение параметра
Расстояние от конца приемного клапана до дна резервуара а, мм 150
Расстояние от дна сливной трубы до дна резервуара a1, мм 100
Заглубление резервуара (крышки горловины), не более h, мм 1200
Заглубление технологических трубопроводов, не менее b, мм 200
Расстояние от колонки до резервуара с топливом, не более L, мм 30000
Расстояние от поверхности земли до «дыхательного» клапана резервуара, не менее h1, мм 2500
Давление открытия дыхательного клапана, МПа 0,01 – 0,025
Минимальный уклон технологических трубопроводов к резервуарам (% от длины):
    - сливного 0,5
    - всасывающего 0,2
    - вентиляционного 0,2

Технические характеристики АЗС

Строительство АЗС может вестись как по типовым проектам, так и по индивидуальным.

Технические характеристики типовых автозаправочных станций

Типы автозаправочных станций Количество заправок в сутки
250...500 500...1000
Типовые АЗС (без пунктов технического обслуживания автомобилей)
    Площадь земельного участка, га 0,35...0,4 0,4...0,5
    Количество заправочных постов, шт.
        - топливо 5...6 8...10
        - масло 4 4
    Количество резервуаров
        – для топлива (по 25 м3) 5...6 8...10
        - для масла (5 м3) 4 4
    Номера типовых проектов 503...204
503...205
503...202
503...203
Типовые автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей
    Площадь земельного участка, га 0,4...0,45 0,47...0,55
    Количество заправочных постов, шт.
        - топливо 3...8 10...12
        - масло 4 4
    Количество резервуаров
        – для топлива (по 25 м3) 3...8 10...12
        - для масла (5 м3) 4 4
        - для отработанных масел (5 м3) 1 1
    Потребляемая электрическая мощность, кВт
        – освещение 2...7,4 6,6...7,4
        - силовая 3,9...19 20...21
        - отопление 7,3...25 25
        - нагрев воды 12 12
    Номера типовых проектов 3793
3794
3795
3796
Контейнерные автозаправочные станции (КАЗС)
    Площадь земельного участка, га 0,06...0,13 0,12...0,21
    Количество заправочных постов, шт. 2...4 4...8
    Количество резервуаров
        – для топлива (по 9 м3) 2 4
        - для масла - -
        - для отработанных масел - -
    Потребляемая электрическая мощность, кВт
        – освещение 3,8 4,2
        - силовая 4,0 5,8
        - отопление 9,0 9,0
        - нагрев воды - -
    Номера типовых проектов «Типовые решения КАЗС на магистралях и в населенных пунктах»


Схемы АЗС Состав сооружений АЗС Резервуары АЗС Топливораздаточные колонки АЗС Технологические трубопроводы
Электрооборудование, защита от токовых воздействий

УСТРОЙСТВО АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com