ОРГАНИЗАЦИЯ СЛИВА/НАЛИВА

Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

Наливные суда

Для перевозки нефтепродуктов водным транспортом используются сухогрузные и наливные суда. Сухогрузными судами груз перевозится непосредственно на палубе (в основном, в бочках). Наливные суда перевозят нефть и нефтепродукты в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе

Различают следующие типы наливных судов:

  1. Танкеры морские и речные.
  2. Баржи морские (лихтеры) и речные.
Рис.7

Танкер — это самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Различают носовой (форпик) - 1, кормовой (ахтерпик) - 8 и грузовые отсеки (танки) - 4. Для предотвращения попадания паров нефти и нефтепродуктов в хозяйственные и машинное отделения - 7 грузовые танки отделены от носового и кормового отсеков специальными глухими отсеками (коффердамами) - 9. Для сбора продуктов испарения нефтегрузов и регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами.

Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами с задвижками (клинкетами) для осуществления погрузки и выгрузки нефтепродуктов.

Максимальная скорость потока нефтепродукта в трубопроводах не должна превышать 12 м/с. Эти ограничения вызваны стремлением избежать образования зарядов статического электричества такой величины, при которой существует опасность возникновения взрывов и пожаров.

Грузовая система танкера должна обеспечивать быстрый прием и выдачу нефтепродукта при наибольшем использовании собственных насосов, а из речных судов — как судовыми насосами, так и плавучими средствами пароходства.

На танкерах применяются насосы преимущественно следующих типов:

  • паровые поршневые прямодействующие;
  • паротурбинные центробежные;
  • электроприводные центробежные.
  • По назначению они подразделяются на грузовые (производящие откачку 85…95 % груза) и зачистные (включаемые в конце откачки для того, чтобы избежать захвата воздуха).

    Технические характеристики насосного оборудования танкеров.

    Дедвейтом называется полная масса груза, включающая полезную (транспортируемую массу и массу груза для собственных нужд (вода, топливо, продовольствие), который может быть принят судном без потери плавучести, остойчивости и скорости хода.

    C увеличением дедвейта относительная суммарная подача грузовых и зачистных насосов уменьшаются, а развиваемый ими напор увеличивается.

    Танкеры оборудуются также подогревателями, установками для вентиляции и пропаривания танков, средствами пожаротушения и другим оборудованием.

    Речные танкеры в отличие от морских имеют относительно небольшую грузоподъемность.

    Баржи отличаются от танкеров тем, что не имеют собственных насосов.

    Морские баржи (лихтеры) обычно служат для перевозок нефти и нефтепродуктов, когда танкеры не могут подойти непосредственно к причалам для погрузки-выгрузки. Их грузоподъемность составляет 10 000 т и более.

    Речные баржи служат для перевозки нефтепродуктов по внутренним водным путям. Поэтому их корпус менее прочен, чем у морских барж. Они бывают самоходными и несамоходными. Последние перемещаются буксирами.

    Сооржуения погрузки/разгрузки наливных судов

    Для налива и разгрузки наливных судов устраиваются специальные сооружения — нефтяные гавани, причалы и пирсы.

    Рис.16

    Нефтегаванью называется водная территория (акватория), укрытая от сильных течений, ледохода и ветров, имеющая достаточные для причаливания и маневрирования судов площадь и глубину. Современные нефтегавани проектируются трех типов:

    • в виде узкого тупикового бассейна («ковша»);
    • в виде выемки части берега;
    • в виде огражденной акватории у берега.

    Чтобы уменьшить объем земляных работ при сооружении нефтегаваней стараются использовать естественные укрытия в береговой полосе — бухты, заливы и речные затоны.

    Для предотвращения растекания по воде нефтепродуктов, попавших на ее поверхность (вследствие аварии, пролива и т. п.), акватория нефтегаваней 4 отделяется от остального водного пространства 3 плавучими боновыми ограждениями 2 или затворами 1. Для пропуска судов боновые ограждения разводятся.

    Для непосредственной швартовки наливных судов служат причалы и пирсы.

    Причалами называют сооружения, расположенные параллельно берегу, тогда как пирсы расположены перпендикулярно к нему или под некоторым углом. Пирсы используются на морских и озерных нефтебазах, причалы — на речных.

    Технологические процессы по обработке наливных судов включают следующие операции:

    • налив и слив нефтепродуктов;
    • бункеровка топливом и маслами;
    • улавливание паров нефтепродукта при наливе и сбор утечек;
    • прием балластных и льяльных вод;
    • выполнение вспомогательных операций, связанных с грузовыми работами по сливу-наливу.

    Пирсы и причалы должны быть оборудованы достаточным количеством трубопроводов соответствующих диаметров для обеспечения необходимой производительности слива-налива нефтепродуктов, шлангующими устройствами, освещением, средствами подачи электроэнергии и связи, устройством для заземления судов, боновыми заграждениями, а также пожарным инвентарем и спасательными средствами.

    Ширина пирсов и причалов должна обеспечить прокладку всех трубопроводов и устройство проезда шириной не менее 3,5 м для пожарных автомобилей, а в конце тупикового проезда должна быть площадка для разворота автомобилей не менее 12×12 м.

    К размещению пирсов и причалов предъявляется ряд требований. На судоходных реках и каналах они должны располагаться:

    • от мостов, водозаборов и других причалов — на расстоянии не менее 300 м ниже и не менее 3000 м выше по течению;
    • от рейдов и мест постоянной стоянки флота — на расстоянии не менее 1000 м ниже и не менее 5000 м выше по течению.

    В морских и озерных портах, а также на водохранилищах расстояние от пирсов до сухогрузных, пассажирских и других причалов должно быть не менее 300 м при операциях с легковоспламеняющимися и не менее 200 м — с другими горючими нефтепродуктами.

    Расстояние между причалами и пирсами также регламентируется. В морских и озерных портах, а также на водохранилищах расстояние между ними должно быть не менее 200 м при операциях с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки 28°С и ниже, не менее 150 м при операциях с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки выше 28°С. Расстояние между речными причалами в первом случае должно быть не менее 300 м, а во втором не менее 200 м. Вместе с тем независимо от температуры вспышки расстояние между причалами и пирсами не должно быть меньше длины судна.

    Достоинствами водного транспорта являются:

    1. Относительная дешевизна перевозок.
    2. Неограниченная пропускная способность водных путей (особенно морских).
    3. Возможность завоза нефтепродуктов в отдаленные районы страны, не связанные железной дорогой с НПЗ.

    К недостаткам водного транспорта относятся:

    1. Сезонность перевозок по речным и частично морским путям, что вызывает необходимость создавать большие запасы нефтегрузов.
    2. Медленное продвижение грузов (особенно вверх по течению рек).
    3. Невозможность полностью использовать тоннаж судов при необходимости переброски специальных нефтепродуктов в небольших количествах.
    4. Порожние рейсы судов в обратном направлении.


    Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

    ОРГАНИЗАЦИЯ СЛИВА/НАЛИВА

Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com