ОРГАНИЗАЦИЯ СЛИВА/НАЛИВА

Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

Перевозка автоцистернами

Автоперевозки нефтепродуктов осуществляются в таре (бочках, канистрах, бидонах), а также в автомобильных цистернах.

Автомобильные цистерны классифицируют:

  • по типу базового шасси: автомобили-цистерны, полуприцепы-цистерны, прицепы-цистерны;
  • по виду транспортируемого продукта: для топлив, для масел, для мазутов и т. д.;
  • по вместимости: малой (до 2 т); средней (2...5 т); большой (5...15 т); особо большой (более 15 т).

В качестве базовых шасси для автомобильных цистерн используют практически все выпускаемые промышленностью грузовые автомобили. Разделение автоцистерн по виду транспортируемого продукта обусловлено существенным различием свойств и недопустимостью даже незначительного их смешивания.

Градация автомобильных цистерн по вместимости соответствует классификации грузовых автомобилей по грузоподъемности.

В марках автоцистерн отражены сведения о типе базового шасси и вместимости цистерны.

Примеры условных обозначений:

  • АЦ-4,2-130 — автомобиль-цистерна вместимостью 4,2 м3 на шасси автомобиля ЗИЛ-130;
  • ПЦ-5,6-817 — прицеп-цистерна вместимостью 5,6 м3 на шасси прицепа ГКБ-817;
  • ППЦ-16,3 — полуприцеп-цистерна вместимостью 16,3 м3.

Достоинствами автомобильного транспорта нефтегрузов являются:

  1. Большая маневренность.
  2. Быстрота доставки.
  3. Возможность завоза грузов в пункты, значительно удаленные от водных путей или железной дороги.
  4. Всесезонность.

К его недостаткам относятся:

  1. Ограниченная вместимость цистерн.
  2. Относительно высокая стоимость перевозок.
  3. Наличие порожних обратных пробегов автоцистерн.
  4. Значительный расход топлива на собственные нужды.

Автоцистерны

Рис.17

Устройство и оборудование автоцистерн рассмотрим на примере автомобиля-цистерны АЦ-4,2-130. Он предназначен для транспортировки нефтепродуктов плотностью не более 860 кг/м3 с нефтебаз на склады автотранспортных, строительных и сельских предприятий.

Калиброванная цистерна эллиптической формы смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Она имеет горловину, отстойник и отсек, закрываемый двумя дверками. На крышке горловины расположены наливной люк, два дыхательных клапана, патрубок со штуцером для отвода паров, образующихся при наливе, и указатель уровня. Наливной люк в транспортном положении закрывают крышкой.

Цистерна оборудована двумя пеналами для хранения и транспортировки рукавов, противопожарными и заземляющими средствами, креплениями для шанцевого инструмента и принадлежностей, металлической площадкой и лестницей. На АЦ-4,2-130 устанавливают самовсасывающий вихревой насос СВН-80.

Полуприцепы-цистерны

Рис.17

Полуприцепы-цистерны не имеют собственного двигателя. Их устройство рассмотрим на примере ППЦ-16,3.

Она предназначена для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов. Они транспортируются с помощью специальных тягачей (например, КамАЗ-5410).

Специальное оборудование смонтировано на шасси полуприцепа ОдАЗ-9370 и состоит из цистерны с горловинами, лестницей, поручнем, пеналами, ящиком запчастей и принадлежностей; технологического оборудования, расположенного в боковом шкафу и включающего в себя систему трубопроводов и запорной арматуры; электрооборудования, а также средств контроля и дистанционного управления узлами полуприцепов-цистерн. Кроме того, в состав дополнительного оборудования, размещаемого в боковом шкафу, входят фильтр тонкой очистки топлива, два счетчика жидкости, раздаточные рукава, намотанные на барабаны, и раздаточные краны.



Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛИВА/НАЛИВА