Котировки акций
adrbidask
Газпром0.000.00
ГМК0.000.00
Лукойл0.000.00
Роснефть0.000.00
Ростелеком0.000.00
Сургутнефтегаз0.000.00
Татнефть0.000.00
ВТБ0.000.00
Данный на 00:00 МСК
Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

СЛИВОНАЛИВНЫЕ УСТРОЙСТВА

Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

Классификация операций слива

Слив железнодорожных цистерн обычно производится через сливной прибор, расположенный снизу цистерны (нижний слив), а при его неисправности — через горловину (верхний слив).


Рис.19

При открытом самотечном сливе нефтепродукт через нижний сливной прибор 1 по сливным лоткам 2 поступает в центральный желоб 3, из которого по трубопроводу 4 стекает в расположенный ниже поверхности грунта приемный («нулевой») резервуар 5. Во избежание потерь от испарения данным способом сливают только низкоиспаряющиеся нефтепродукты.


Рис.20

Частным случаем данной схемы является межрельсовый слив, когда центральный желоб располагается под сливаемыми цистернами, и поэтому необходимости в переносных желобах нет. Недостатком обоих способов слива является возможность загрязнения нефтепродуктов.



Рис.21

Данного недостатка лишен закрытый самотечный слив, который отличается от открытого тем, что вместо переносных желобов к нижним сливным приборам присоединяются гибкие рукава или шарнирно-сочлененные трубы 6, а вместо центрального желоба проложен трубопровод-коллектор 7. Эта схема может быть применена и для бензинов, т. к. потери от испарения в этом случае невелики.


Рис.22

Сифонный слив самотеком производится через горловину цистерны. Он возможен только в том случае, когда приемный резервуар по отношению к сливаемой цистерне находится на более низкой отметке. Начало движения нефтепродукта обеспечивается созданием вакуума в стояке с помощью вакуум-насоса.

Во избежание разрыва струи и соответственно срыва сифона давление в точке А не должно опускаться ниже давления упругости паров нефтепродукта. Производительность сифонного слива самотеком невелика.


Рис.23

Наименьшая продолжительность выгрузки нефтепродуктов достигается при принудительном нижнем сливе, который производится насосом 10 через нижний сливной прибор цистерны и систему шарнирно сочлененных труб.



Рис.24

Принудительный верхний слив отличается от предыдущей схемы тем, что производится через горловину цистерны посредством сливного стояка 9. Начало слива обеспечивает вакуумнасос, после чего включается насос 10, закачивающий нефтепродукт в резервуарный парк нефтебазы. Разновидностью принудительного верхнего слива является эжекторный слив светлых нефтепродуктов.

Классификация операций налива

Различают налив открытой и закрытой струей, а также герметизированный налив.

Рис.25

При наливе открытой струей струя нефтепродукта соприкасается с атмосферным воздухом. Это приводит к повышенному испарению светлых нефтепродуктов и образованию зарядов статического электричества. И то, и другое нежелательно. Поэтому налив открытой струей применяют ограниченно и только при операциях с темными нефтепродуктами.



Рис.26

Налив закрытой струей осуществляется путем опускания шланга до нижней образующей цистерны. Поэтому струя нефтепродукта контактирует с воздухом только в начале слива. Соответственно, при наливе закрытой струей потери бензина, например, почти в 2 раза меньше, чем в предыдущем случае.



Рис.27

Герметичный налив цистерн производится с помощью специальных автоматизированных систем налива (АСН). Их отличительной чертой является наличие герметизирующей крышки 6, телескопической трубы 5 и линии 7 для отвода образующейся паровоздушной смеси (например, на установку отделения углеводородов от ПВС).



Методология слива налива нефтепродуктов

При сливе и наливе нефтепродуктов (кроме мазутов) с температурой вспышки 120°С ниже должны использоваться закрытые сливоналивные устройства, а для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120°С и мазутов допускается применять открытые сливные устройства.

При открытом самотечном сливе высоковязких и высокозастывающих нефтепродуктов используются сливные лотки. Лоток имеет наружную стенку и внутреннюю стенку, которые образуют паровую рубашку. Впуск пара происходит через патрубок, а отвод конденсата — через штуцер и шланг.

При межрельсовом сливе высоковязких нефтепродуктов используются установки нижнего слива СПГ-200. В нерабочем состоянии присоединительная головка находится внутри обоймы. При присоединении к сливному прибору головка поднимается вместе с гофрированным рукавом и патрубком, после чего фиксируется с помощью зажимов.

При двустороннем открытом самотечном сливе желоб расположен между путями. При сливе нескольких сортов высоковязких нефтепродуктов он делится на ряд отсеков, от каждого из которых идут трубопроводы к «нулевым» резервуарам, имеющим фильтр. Вдоль эстакады проходит паропровод, от которого отходят пароразводящие трубы.

При межрельсовом сливе из желоба нефтепродукт попадает в сборный колодец и, пройдя решетку, поступает по сливному желобу в «нулевой» резервуар.

В обоих случаях целесообразно применение желобов-коллекторов, снабженных паровой рубашкой: подогретые высоковязкие нефтепродукты не образуют всe увеличивающейся корки на стенках коллекторов.

Для герметизированного слива-налива нефтепродуктов используют установки с шарнирно-сочлененным соединением труб.

Установки слива-налива УСН-150(175,200) и с пароподогревом УСН-150Пп (175Пп,200Пп) ГОСТ 18194 используется для слива или налива светлых нефтепродуктов через сливное устройство железнодорожной цистерны. Детали установки слива-налива, контактирующие с патрубком железнодорожной цистерны являются искробезопасными. Установки по количеству шарниров изготавливаются 2-х вариантов: с четырьмя шарнирами и с пятью шарнирами.

Установки с пятью шарнирами и пароподогревом (УСН-150/5Пп,-175/5Пп,-200/5Пп) позволяют компенсировать возможные отклонения оси сливного устройства цистерны от вертикального положения, что существенно улучшает герметичность соединения установки УСН со сливным устройством цистерны.

В установке присоединительная головка с помощью четырех шарниров, одного коренного и двух промежуточных патрубков с коленами связана с трубопроводом коллектором. При подключении установки к цистерне головка прижимается к торцу патрубка еe нижнего сливного прибора с помощью специальных захватов и герметизирует место соединения.

Для верхнего слива и налива одиночных цистерн применяются сливоналивные стояки с ручными насосами. Такие стояки устанавливают главным образом на небольших распределительных нефтебазах. Расстояние между отдельными стояками должно быть равным 4 м, что обеспечивает обслуживание цистерн разных типов без переформирования составов.

Сливо-наливные эстакады

При маршрутном приеме и отпуске нефтепродуктов их слив и налив осуществляют на эстакадах. Эстакадой называют совокупность расположенных вдоль железнодорожного полотна с шагом 4...6 м сливоналивных устройств, соединенных общими коллекторами и площадкой для перемещения персонала. Эстакады изготавливают из несгораемых материалов с учетом габаритов железнодорожных цистерн. Сооружают эстакады в виде длинных галерей с эксплуатационными площадками, расположенными на высоте 3...3,5 м, считая от рельса, и снабжают для перехода на цистерны откидными подвижными мостиками, которые могут опускаться на котел цистерны. Ширина прохода на эстакаде — не менее 1 м. Лестницы для подъема на нее размещают, как правило, с торцов.

Эстакады классифицируются по назначению, по количеству одновременно обслуживаемых маршрутов, по виду наливаемых (сливаемых) нефтепродуктов, по исполнению.

В зависимости от назначения различают эстакады только для налива или слива нефтепродуктов, а также для выполнения обеих операций.

По количеству одновременно обслуживаемых маршрутов железнодорожные эстакады бывают односторонние и двусторонние. Односторонние эстакады предусматриваются для группы цистерн общей весовой нормы (брутто) менее 700 т, а двусторонние — для нормы более 700 т.

По виду наливаемых (сливаемых) продуктов различают эстакады для светлых и для темных нефтепродуктов.

По исполнению различают крытые и открытые эстакады. Навесами или крышами оборудуют железнодорожные эстакады для налива авиационных масел, топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов. Если же эстакады оснащены наливными устройствами, исключающими попадание в цистерну атмосферных осадков и пыли во время операции налива, то навесы и крыши допускается не устанавливать.

Fig34

Наливная двусторонняя эстакада для светлых нефтепродуктов, предназначенная для самотечного или принудительного налива. Коллекторы для нефтепродуктов проложены по бокам вдоль эстакады ниже настила, по которому перемещается персонал. Наливные рукава, присоединенные к наливным стоякам, доходят до нижней образующей цистерн не менее чем на 200 мм, что обеспечивает налив под уровень без падения струи с высоты. Все управление наливом ведется с площадки эстакады.

Эстакада оборудована откидными передвижными мостками для перехода на верхние площадки цистерн. Для подъема и спуска с мостков используют ручные лебедки.

Fig35

Комбинированная сливоналивная эстакада стоякового типа для светлых нефтепродуктов дополнительно снабжена зачистными коллекторами, зачистным стояком, а по трубам и стоякам нефтепродукты могут перемещаться в обоих направлениях.

Fig36


Преимуществом крытой эстакады типа НМ является то, что в непогоду обслуживающий персонал работает в более комфортабельных условиях и не происходит обводнения наливаемого нефтепродукта. Эстакада имеет подвесные тали для подъема и спуска переносных подогревательных устройств.

Fig37


Особенностью наливной двусторонней эстакады галерейного типа для темных нефтепродуктов является то, что наливной коллектор проходит по верху эстакады и имеет отводы для налива. На конце отводов установлены выдвижные телескопические трубы, которые по окончании налива поднимают.




Оборудование эстакад зависит от сортности нефтепродуктов, для работы с которыми они предназначаются. Так, эстакады, предназначенные для слива темных высоковязких нефтепродуктов, оборудуются паропроводами или средствами электроподогрева. С другой стороны, слив и налив светлых нефтепродуктов ведется через закрытые коллекторы и стояки, а темных — с помощью открытых лотков.

При маршрутном наливе железнодорожных цистерн существует опасность их перелива. Решить проблему позволяет автоматизация процесса налива.

Автоматический наливной стояк

Рассмотрим принцип работы автоматического наливного стояка на примере стояка наливного АСН-14ЖД-К предназначеннного для налива жидкостей в железнодорожные вагоны-цистерны через верхний люк.

Стояк представляет собой звено, соединяющее напорный коллектор эстакады налива с горловиной цистерны, обеспечивает налив продукта в цистерну до необходимого уровня.

Конструкция стояка позволяет работать в достаточно широком диапазоне по горизонтали.

В укрупненном представлении, стояк состоит из шарнирного трубопровода, наливного наконечника, опорных стоек, клапана-отсекателя, клапана воздушного, рукава отвода паров с узлом отвода паров, центрального блока управления (ЦБУ), поста ПВК, соединительных коробок КП и комплекта кабелей.

Стояк можно подключить к измерительному комплексу.

Шарнирный трубопровод состоит из следующих основных деталей:

  • фланцевые трубопроводы, для подвода продукта к наливному наконечнику;
  • амортизатор, обеспечивающий уравновешивание наливного наконечника;
  • шарниры, для придания необходимых степеней свободы фланцевым трубопроводам и наконечнику наливному при осуществлении технологических процессов присоединения к горловине железнодорожной цистерны и ее налива.

Шарниры воспринимают осевые и радиальные нагрузки, конструктивно выполнены из двух обойм внешней и внутренней с расположенными между ними роликами.

Уплотнительным элементом является манжета.

Амортизатор, установленный на шарнирном трубопроводе, предназначен для уравновешивания веса наливного наконечника и плавного перемещения шарнирного трубопровода.

Рис.39.5

Наконечник наливной предназначен для соединения горловины железнодорожной цистерны со стояком, налива продукта в цистерну и контроля за предотвращением перелива продукта.

Наконечник наливной состоит из следующих основных деталей:

  • крышка для закрытого налива;
  • уплотнение резиновое маслобензостойкое;
  • прихваты (механизм фиксации), обеспечивающие надежное крепление наконечника на горловине железнодорожной цистерны;
  • телескопические трубы, обеспечивающие налив продукта со дна цистерны. В зависимости от типа наливного наконечника, подъём-опускание телескопической трубы осуществляется либо вручную, либо под действием потока жидкости;
  • защитный кожух, внутри которого монтируется датчик предельного уровня.

Наливной наконечник Ду100 выполняет функцию налива продукта в железнодорожные цистерны под уровень. На наливном наконечнике установлены один или два датчика уровня. Возможно несколько вариантов включения второго датчика уровня в систему управления:

  1. Вариант 1
    • первый датчик уровня используется для перехода с максимального расхода на минимальный; полное перекрытие происходит по временной задержке от срабатывания первого датчика;
    • второй датчик уровня используется как аварийный (длина датчика- 250 мм);
  2. Вариант 2
    • первый датчик уровня используется для перехода с максимального расхода на минимальный;
    • второй датчик уровня используется для полного перекрытия.

Узлы и детали наливного наконечника, соударяющиеся с цистерной, выполнены из материала предотвращающего искрообразование. Наливной наконечник выполнен из алюминиевых сплавов. Для отвода паров взрывоопасных концентраций на наконечнике имеется штуцер, к которому крепится рукав для отвода паров в момент налива, которые могут быть поданы через огнепреградитель обратно в резервуар при осуществлении технологии рекуперации или выпущены в атмосферу на свечу через огнепреградитель, на безопасном расстоянии от поста налива.

Опорные стойки предназначены для фиксации стояка к колонне эстакады налива или к стойке металлоконструкции поста налива.

Рис.39.6

Рукав отвода паров позволяет отводить пары углеводородов при загрузке железнодорожной цистерны за пределы наливной установки. Поставляется с ответным фланцем. Может комплектоваться огневым предохранителем и обратным клапаном.

Огневой предохранитель, предназначен для временного предотвращения проникновения пламени внутрь резервуара с нефтью и нефтепродуктами, при воспламенении выходящих из него взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом.

Клапан обратный служит для предотвращения обратных потоков взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом. Клапан обратный пропускает взрывоопасные смеси газов и пары с воздухом только в одном направлении. При изменении направления потока на обратное клапан закрывается, прекращая обратное движение взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом.


Каплесборник служит для сбора остатков нефтепродуктов из стояка после налива.

Система автоматизации состоит из следующих узлов:

  1. Шкаф электроники является каркасом для размещения основных узлов, входящих в состав системы автоматизации.
  2. Кабель, уложенный в нержавеющих металлорукавах с соединительными штуцерами.
  3. Центральный блок управления (ЦБУ) предназначен для управления и отображения процесса дозированного отпуска топлива потребителям. При получении задания от оператора контролирует очередность срабатывания датчиков безопасности (заземления, положения наконечника, трапа и др.), одновременно контролирует состояние датчика уровня продукта в железнодорожной цистерне и передает информацию обо всех событиях на управляющий компьютер верхнего уровня для регистрации в реальном режиме времени. ЦБУ состоит из следующих функциональных модулей, устанавливаемых на кросс - плате:
    • источник электропитания;
    • модуль процессорный;
    • модуль силовой;
    • модуль ввода;
    • модуль заземления;
    • модуль индикации;
    • модуль терморегулятора.
  4. Коробка соединительная КП-48 - предназначена для коммутации электрических кабелей.
  5. Коробка соединительная КП-8 - предназначена для коммутации электрических кабелей.
  6. Коробка соединительная КП-24 - предназначена для коммутации электрических кабелей.
  7. Пост управления ПВК-35 (кнопка ПУСК) - предназначен для управления процессом налива с поста налива, и отключения электропитания стояка.
  8. Датчики уровня - предназначены для автоматического отключения процесса налива, без участия оператора, в случае ошибки оператора, при задании дозы больше допустимой.
  9. Устройство заземления входит в состав системы автоматизации и состоит из клещей заземления, датчика гаражного положения зажимов заземления и модуля заземления, установленного в ЦБУ. При разрыве цепи заземления, автоматически запрещается и останавливается процесс налива. Цепь, соединяющая цистерну с узлом заземления имеет искробезопасный вид взрывозащиты Exia.
Рис.39.11

Клещи заземления подсоединенные к центральному блоку управления ЦБУ, который посредством порогового измерения величины тока во внешней, гальванически развязанной, искробезопасной цепи заземляющего кабеля определяет наличие надежного соединения заземляющего провода с цистерной. Соединение считается "надежным", если суммарное сопротивление цепи заземления не более значения (65±10)Ом. При надежном соединении, внутренним реле с Uразвязки =10кВ, заземляющий провод подключается к заземлению, выдается релейный сигнал (замыкаются контакты реле с Uнагр.= ~220В, Iнагр.= 5A) наличия заземления, модуль заземления передает данные о состоянии по внутреннему каналу процессорному модулю. Если во время процесса сопротивление цепи заземления увеличится до контрольного значения (65 ± 10) Ом, снимается релейный сигнал (размыкаются контакты реле) и модуль выдает данные о текущем состоянии процессорному модулю. Модуль заземления имеет гальванически развязанные входные выводы "гаражное положение заземляющего устройства", к которым подключается заземляющее устройство в "не рабочем" положении. При этом осуществляется тестирование на состояние "обрыв" и "залипание" контактов реле, подключающего заземление и заземляющего провода на надежность соединений в местах подключения.

Разрешение процесса возможно только при обязательном предварительном подключении зажимов устройства заземления к контактам устройства гаражного положения.

  1. Источник бесперебойного питания - предназначен для обеспечения электроснабжения системы управления в случае прекращения электроснабжения для безопасного завершения работ по освобождению коллектора от ЛВЖ.
  2. Шкаф силовой предназначен для электропитания и коммутации электрических устройств стояка и его защиты при возникновении аварийных режимов.

Шкаф силовой осуществляет пуск и останов электронасосных агрегатов (электродвигателей) под воздействием сигналов управления (~220В) посредством электромагнитных пускателей, обеспечивает блокировку управляющих сигналов и защиту по превышению допустимых значений параметров электропитания. Шкаф силовой, так же, обеспечивает электропитание управляющих контроллеров, источника бесперебойного питания, устройств контроля заземления.

  1. Клапан воздушный используется для быстрого и полного опорожнения стояка, смонтированный на колене трубопровода стояка, автоматически запускающий воздух в трубопровод на участке между клапаном и цистерной, по окончании налива продукта, по команде центрального блока управления.
  2. Клапан-отсекатель Ду100 предназначен для перекрытия и плавного регулирования потока продукта в начале и в конце выдачи дозы.

Технические характеристики стояка наливного АСН-14ЖД-К.

При проектировании железнодорожных эстакад системы наливных устройств и коллекторов разрабатываются с учетом возможности обеспечения их полного освобождения от нефтепродукта. При операциях с высоковязкими (более 160 мм2/с) нефтепродуктами система налива должна предусматривать техническую возможность их циркуляции по трубопроводам (коллекторам эстакады) и заполнение всех трубопроводов маловязким (не более 40 мм2/с) незастывающим продуктом

Коллекторы на наливных эстакадах располагают подземно или на строительных конструкциях эстакады с учетом компенсации температурных деформаций.

Сливоналивные устройства, устанавливаемые на сливных и наливных коллекторах, оснащают задвижками с ручным приводом.

Эстакады для операций с маршрутами практикуются для слива и налива не более 4 групп нефтепродуктов. При этом к одной группе относят несколько марок (сортов) нефтепродуктов, перекачка которых может производиться по одному и тому же коллектору.

Для удаления нефтепродукта из неисправных железнодорожных цистерн предусматривают отдельно расположенные устройства верхнего и нижнего слива, а при соответствующем обосновании — коллекторы, обеспечивающие раздельный сбор сливаемых нефтепродуктов.



Железнодорожный транспорт Водный транспорт Автомобильный транспорт

СЛИВОНАЛИВНЫЕ УСТРОЙСТВА

Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com