ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Общие положения

Железнодорожный транспорт нефти и нефтепродуктов осуществляется в цистернах. Кроме того, доставка больших количеств нефти и нефтепродуктов в одном направлении, во-первых, требует значительного количества цистерн, а во-вторых, обуславливает пробег пустых цистерн в обратном направлении. В связи с этим железнодорожный транспорт нефтегрузов применяют на уже существующей сети при относительно небольших объемах и дальности перевозки.

Основным направлением отечественного цистерностроения, начиная с момента постройки 2-х основных цистерн грузоподъемностью 8÷11 тонн в 1872 году, является увеличение их грузоподъемности, а также сокращение времени на техническую и коммерческую обработку этого вида транспорта.

Важным мероприятием в отношении герметизации сливных операций должно явиться прекращение открытого нижнего слива нефти и нефтепродуктов. Проведение этого мероприятия требует соответствующего переоборудования сливных эстакад. Большое значение в деле реконструкции и рационализации железнодорожного транспорта имеет стандартизация сливных приборов у цистерн и типизация самих цистерн, проводимая на базе обновления парка цистерн, а также автоматизация их налива и слива.

Перевозка наливных нефтепродуктов осуществляется железнодорожными вагонами-цистернами грузоподъемностью от 40 до 120 тонн. Изготавливаются цистерны из листовой стали толщиной 8÷11мм в виде горизонтального цилиндрического резервуара.

15-1566

Для полного слива нефтепродукта из цистерны, нижняя ее часть имеет уклоны к центру в пределах 20÷30 мм, где устанавливаются сливные приборы 9.

Перевозка цистерн по железной дороге осуществляется на специальных четырех- и восьмиосных платформах 4, оборудованных ходовой частью 1, системой амортизации и торможения 2, узлами сцепления платформ 3, креплениями цистерн к платформе 5. Кроме того, цистерны оборудуются наружной и внутренней лестницами 7, смотровыми площадками. Для перевозки легкозастывающих нефтепродуктов цистерна оборудуется наружным кожухом 10 толщиной 3 мм, покрывающим 1/3 поверхности котла, образующим паровую рубашку, которая, в свою очередь, состоит из ряда отсеков, имеющих толщину (расстояние от стенок котла и рубашки) 30÷40 мм. Впуск пара в паровую рубашку осуществляется через патрубок, находящийся на сливном приборе. Конденсат стекает по желобу в нижнюю часть рубашки и удаляется из нее через патрубки, расположенные в торцах цистерны. Давление пара, подаваемого в паровую рубашку, обычно не превышает 0,3 МПа.

В зависимости от модели цистерны в верхней части котла может быть установлена одна или две горловины, оборудованные крышкой и дыхательной арматурой 8. При помощи горловины представляется возможным проводить зачистные работы и сливо-наливные операции при неисправности нижних сливных приборов или в случае, когда это предусмотрено технологией процесса.

При перевозке вязких нефтепродуктов в ряде случаев используются цистерны, оборудованные стационарными трубчатыми подогревателями. Котел такой цистерны покрывают усиленной изоляцией с применением жидкого стекла и металлической сетки. Температуру продукта можно поддерживать достаточно продолжительное время – отсюда и название цистерна - термос.

Высоковязкие нефтепродукты (битумы) перевозят в бункерных полувагонах грузоподъемностью 40 т. Один бункер имеет емкость 12 м3, оборудованной створчатой крышкой и паровой рубашкой. Для выгрузки битума достаточно после предварительного подогрева освободить бункер от захватов и за счет смещения центра тяжести относительно точек опор груженый бункер опрокинется. После выгрузки бункер возвращается в прежнее вертикальное положение за счет того, что центр тяжести пустой емкости находится ниже точек опор.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ