Определение размера недостачи спирта этилового

При транспортировке спирта в цистернах объем спирта зависит от изменения температуры окружающего воздуха и может увеличивается или уменьшается, как следствие его уровень в цистернах соответственно растёт или падает. Объем спирта при меняется на некоторую величину.

Расчет сохранности или величины недостачи спирта выполняют с помощью "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн". В таблице 1 приведены нормы нормальной убыли спирта при транспортировке и ёмкости колпака цистерн на 10 мм его высоты.

Значение коэффициента теплового расширения спирта принимается равным 0,001.

При выполнении расчётов необходимо учитывать, что:

  1. Если температура спирта в цистерне во время транспортировки повысилась, то от величины декалитров (дал), на которое вырастет объем спирта, нормальную убыль необходимо вычесть;
  2. Если температура спирта снизится, то к величине декалитров, на которое сократится объем спирта, нормальную убыль нужно прибавить;
  3. Количество спирта принимается корректным, если результат вычитания (излишек или недостача) в количестве декалитров, рассчитанных на станции отправления в сравнении с количеством спирта, зафикисрованным при контроле на станции назначения (учитывая объемное расширение и нармальную убыль при транспортировке) не выше, чем норма точности вычисления количества жидкого вещества объемно-массовым статическим методом за счёт расхождения между ёмкостью котла-эталона и фактической ёмкостью равного ±0,5 %.
Таблица 1 - Нормы естественной убыли спирта этилового (винного) и вместимость колпака цистерн
Тип калибровки цистерн Естественная убыль абсолютного спирта за каждый день перевозки, дал* Вместимость колпака цистерны на 1 см высоты, дал
25, 25а, 53, 53а, 62, 69, 72, 80 0,28 0,26
66 0,31 0,27

* Для перерасчета убыли естественного характера в декалитры водноспиртового раствора нужно естественное уменьшение в декалитрах абсолютного спирта умножить на 100 и поделить на актуальную крепость спирта выраженную в процентах.

Примеры расчета

Пример 1.

Спирт отправлен в цистерне 62 типа калибровки котла.

На станции отправления определены:

  • высота недолива спирта до верхней кромки горловины вагона-цистерны 344 мм;
  • температура спирта в вагоне-цистерне -1,0°С;
  • концентрация спирта по информации отправителя 96,3%.

Цистерна транспортировалась в течение 5 суток и прибыла на станцию назначения с дефектом запорно-пломбировочного устройства (ЗПУ).

Произведя вскрытие цистерны замером определено:

  • высота недолива спирта до верхней кромки горловины вагона-цистерны 409 мм;
  • высота колпака 145 мм;
  • температура спирта в вагоне-цистерне на уровне 1/3 внутреннее окружности цистерны от нижней образующей котла - (-13,5°С);
  • концентрация 96,3%.

Недостача спирта оределяется следующим образом.

По "Таблицам калибровки железнодорожных цистерн":

  • внутренняя окружность котла цистерны 62 типа калибровки - 300 см;
  • уклон нижней поверхности котла к прибору для слива 3 см;
  • высота горловины люка от верхней поверхности котла по внешней окружности по результатам измерения составила 14,5 см;
  • толщина верхней поверхности котла 0,9 см.

Таким образом, высота верхней кромки горловины люка от нижней поверхности котла вагона-цистерныцистерны составит:

300 + 3 + 14,5 + 0,9 = 318,4 см,

откуда уровень налива спирта на станции отгрузки определится:

318,4 - 34,4 = 284,0 см,

а на станции выгрузки:

318,4 - 40,9 = 277,5 см.

Из "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн" для цистерны 62 типа калибровки высоте налива (284 см) получим, что объем 71320 дм3 (л) = 7132,0 дал.

От снижения температуры спирта на -1,0° - (-13,5°) = 12,5°С произошло уменьшение объёма на 7132x0,001x12,5 = 89,15 дал.

Естественная уменьшение количества спирта за время транспортировки в декалитрах спиртоводного раствора определится, как:

Общая убыль спирта за время транспортировки составит 89,15 + 1,45 = 90,6 дал.

По данным измерений уровень спирта за время транспортировки снизился до высоты 277,5 см, которой соответствует объем:

70210 + (70375 - 70210) × 0,5 = 70292,5 дм3 (л) = 7029,25 дал.

Следовательно, объем спирта в вагоне-цистерне по факту уменьшился на:

7132,0 - 7029,25 = 102,75 дал,

откуда следует, что за время транспортировки утрачен спирт в количестве:

102,75 - 90,6 = 12,15 дал.

Погрешность вычисления количества жидкости объемно-массовым статическим методом ввиду расхождения между ёмкостью котла-эталона и фактической ёмкостью, составляет ±0,5% и для условий данного случая равна:

Размер недостачи спирта (12,15 дал) меньше погрешности измерения объема (35,15 дал). По данному вагону-цистерне недостача отсутствует.

Пример 2.

Спирт экстра очистки отправлен в цистерне 66 типа калибровки котла.

На станции отправления определены:

  • высота недолива спирта до верхней образующей горловины вагона-цистерны 260 мм;
  • температура спирта в вагоне-цистерне - (-0,5°С);
  • концентрация спирта - 96,4%.

Цистерна транспортировалась в течение 8 суток; при вскрытии вагона-цистерны выявлено, что температура спирта выросла до +9,5°С, при этом уровень недолива спирта до верхней образующей горловины вагона-цистерны составила 249 мм, концентрация - 96,4%.

Расчет сохранности спирта для данного случая выполняется следующим образом.

По "Таблицам калибровки железнодорожных цистерн":

  • внутренняя окружность котла цистерны 66 типа калибровки - 320 см;
  • уклон нижней поверхности котла к прибору для слива - 3 см;
  • толщина верхней обечайки котла - 0,9 см;
  • высота колпака 2,2 см (по замеру).

То есть, высота верхней кромки горловины люка от нижней образующей котла цвагона-истерны составит:

320 + 3 + 0,9 + 2,2 = 326,1 см,

откуда высота налива спирта на станции погрузки составит:

326,1 - 26,0 = 300,1 см,

а на станции выгрузки:

326,1 - 24,9 = 301,2 см.

Из "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн" для цистерны 66 типа калибровки уровню налива (300,1 см) соответствует объем:

82968 + (83136 - 82968)´0,1 = 82984 дм3 (л) = 8298,48 дал.

От роста температуры спирта на 9,5° - (-0,5°) = 10,0°С его объем увеличивается на:

8298,48x0,001x10,0 = 82,98 дал.

Нормативная убыль спирта за время перевозки в декалитрах спиртоводного раствора составляет:

Так как температура спирта за время транспортировки увеличилась, естественное уменьшение должно быть вычтено из количества декалитров, на которое вырос объем спирта от роста температуры.

По итогу объем спирта в вагоне-цистерне должен был вырости на:

82,98 - 2,57 = 80,41 дал.

По результатам замеров уровень спирта за время транспортировки повысился до уровня 301,2 см, что соответствует объему:

83136 + (83299 - 83136)x0,2=83168,6 дм3 (л) = 8316,86 дал.

По факту объем спирта в цистерне вырос на:

8316,86 - 8298,48 = 18,38 дал,

откуда получается, что за время транспортировки произошла утрата спирта в размере:

80,41 - 18,38 = 62,03 дал

Погрешность вычисления количества жидкости объемно-массовым статическим методом ввиду расхождения между ёмкостью котла-эталона и фактической ёмкостью, составляет ±0,5% и для условий данного случая равна:

Размер недостачи спирта (62,03 дал) не покрывается погрешностью измерения объема (41,58 дал). По данной перевозке получена недостача.



ПЕРЕВОЗКА ЖИДКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ В ВАГОНАХ-ЦИСТЕРНАХ