Эстакады с приэстакадными площадками

Для разработки крупных месторождений нефти и газа отечественными учеными были предложены конструкции и высокопроизводительные методы строительства морских эстакад и примыкающих к ним специальных приэстакадных площадок как для бурения скважин, так и для размещения на них промысловых объектов сбора, подготовки и транспорта продукции скважин, системы поддержания пластового давления (ППД).

Эстакадные сооружения можно выполнять из дерева, металла, железобетона. В настоящее время в основном используют два последних материала. Роль эстакад могут играть и каменноземляные дамбы. Эффективность применения последних зависит от глубины моря, гидрометеорологических условий и способа строительства, которое оправдано в спокойных акваториях с глубиной не более 5-6м. При больших же глубинах моря, а также на площадях, где имеют место значительные морские волнения и течения, продолжительность земляных работ увеличивается, а вместе с этим возрастает и объем капиталовложений.

Анализ экономической целесообразности строительства грунтовых дамб показывает, что применение их рационально при глубине не более 6 м. Следует отметить, что они отличаются долговечностью, пожаробезопасностью, устойчивостью против действия ледовых нагрузок и не подвергаются коррозии, характерной для стальных эстакад. Кроме того, земляные дамбы выполняют функции волнозащитных сооружений и огражденные ими акватории используют для стоянки судов.

В связи с большой сложностью и высокой стоимостью сооружения земляных дамб на морских участках с большими глубинами широкое применение нашли стальные сооружения эстакадного типа. Использование данного способа разработки месторождений позволяет комплексно решать технологические вопросы, связанные с бурением скважин, добычей, транспортом, подготовкой и хранением нефти и газа, организацией системы ППД, функционирования всей инфраструктуры морского промысла. Приэстакадные площадки, на которых размешают основные и подсобные объекты, связывают между собой специальным транспортным сооружением мостового типа.

По эстакадам прокладывают различные трубопроводы, электрокабели и линии связи, по которым осуществляется движение автомобильного и технологического транспорта, железнодорожных составов узкой колеи, тракторов, подъемных кранов и пр. Поэтому все работы на морском промысле можно проводить почти независимо от состояния погоды и волнений моря.

Сооружение эстакад позволяет создать на территории промысла крупную материально-техническую базу, обеспечивающую бесперебойное снабжение материалами и оборудованием для гидротехнического строительства и последующую эксплуатацию нефтегазового месторождения. Такая база может быть создана на берегу моря, если эстакада берет с него начало.

Эстакадный способ освоения месторождении имеет следующие преимущества:

  • обеспечивается возможность реализации полного цикла освоения ресурсов моря, включая строительство эстакад, бурение скважин, добычу, подготовку и хранение, транспорт нефти и газа, ППД, оперативную организацию производства и управления на местах;
  • совмещаются работы по разведке и разработке нефтяного или газового месторождения;
  • исключается необходимость использования плавучих средств в процессе монтажа конструкций, движение которых зависит от погодных условий, за счет применения "пионерного” метода строительства эстакад (наращивание последних с берега);
  • осуществляется связь между отдельными объектами, расположенными на разных приэстакадных площадках, посредством узкоколейного железнодорожного и автомобильного транспорта независимо от погодных условий;
  • обеспечивается бесперебойность снабжения морского промысла всеми необходимыми материалами и оборудованием, электроэнергией и телефонной связью непосредственно с баз, расположенных на берегу.

Вместе с тем, данный способ обладает и рядом недостатков:

  • происходит интенсивная коррозия металлоконструкций в агрессивной морской среде, снижающая их долговечность, и, как следствие этого, возникает необходимость в проведении большого объема дорогостоящих работ по защите металла;
  • наблюдается низкая механическая сопротивляемость сооружений эстакадного типа действию ледовых нагрузок;
  • отрицательно сказываются на работе технологических установок и узлов строительных конструкций недостаточная динамическая жесткость и вибрация.

В ледовых условиях эффективность применения эстакадного способа резко снижается.



СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ