ТАНКЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

21. Мойка танков сырой нефтью

21.1. Мойку танков грузом сырой нефти рекомендуется производить с целью:

  • более полного удаления из танков загустевших остатков груза за счет использования свойств нефти растворять смолистые парафино-асфальтовые отложения;
  • предотвращения загрязнения моря нефтью при мойке за счет устранения контакта нефти с водой и исключения необходимости в сепарации промывочной воды от нефти и слива ее в море.

21.2. В зависимости от назначения мойка грузом нефти может выполняться как окончательная, так и предварительная.

21.3. Окончательная мойка производится:

  • на балластный переход;
  • с целью профилактического удаления отложений остатков груза (без ручной выборки твердых остатков).

21.4. Предварительная мойка производится под ремонтные работы, осмотр танков и смену вида груза.

После предварительной мойки сырой нефтью с целью дегазации танков должна быть произведена мойка забортной водой.

21.5. Мойкой танков грузом сырой нефти достигаются по сравнению с водной мойкой следующие преимущества:

  • сокращение объема ручного труда на выборку загустевших остатков;
  • увеличение грузовместимости судна за счет более полного удаления неоткачиваемых остатков груза при выгрузке;
  • сокращение потерь груза, удаляемого при водной мойке;
  • исключение обводнения груза сырой нефти забортной водой, что происходит при водной мойке;
  • сокращение затрат времени отдельно на моечные операции за счет совмещения их с грузовыми операциями;
  • уменьшение коррозии корпуса судна от ударного воздействия на металл моющих струй морской воды.

21.6. Мойку грузовых танков сырой нефтью допускается производить из-под груза сырой нефти и в среде инертных газов.

21.7. Танкер, оборудованный системой мойки танков сырой нефтью, должен быть обеспечен инструкцией по эксплуатации и оборудованию данной системы, содержащей детальное описание системы и оборудования и излагающей последовательность технологических операций. Указанная инструкция является руководством для экипажа танкера по эксплуатации системы.

21.8. Если по каким-либо причинам нельзя выполнить всех условий, указанных в инструкции, мойка танков сырой нефтью не должна производиться.

21.9. К мойке танков сырой нефтью могут допускаться только те члены экипажа, которые имеют на руках специальный документ, подтверждающий, что ими пройдена соответствующая подготовка.

21.10. Мойка танков сырой нефтью должна осуществляться под руководством ответственного лица, назначенного из членов экипажа.

21.11. Мойка танков сырой нефтью может выполняться одно- или двухэтапным способом.

При одноэтапном способе мойка каждого танка производится после окончания его разгрузки с отбором моющей нефти из других танков.

При двухэтапном способе первый этап - мойка переборок-совмещается с выгрузкой замываемого танка; второй этап - мойка днища - производится после полной разгрузки танка с отбором моющей нефти из сливаемого груза других танков.

21.12. До прибытия танкера в порт и до начала мойки танков сырой нефтью необходимо произвести проверку следующих технических средств моющей системы и системы инертных газов:

  • трубопроводов и клапанов моечной системы на герметичность (гидравлическое опрессование);
  • надежной работы вентилятора и предохранительных устройств системы инертных газов;
  • работы измерительных приборов системы инертных газов постоянного и непрерывного показания и регистрации давления, а также содержания кислорода;
  • работы системы дистанционного указания уровня нефти в танках и системы максимального уровня.

О проведенной проверке и об отсутствии пропусков в системе необходимо сделать соответствующую запись в судовом журнале.

21.13. С прибытием в порт разгрузки судно должно представить портовой администрации доказательство, что оно способно осуществлять мойку танков сырой нефтью с соблюдением соответствующих мер безопасности. Для этого необходимо представить подписанный капитаном список технических проверок, произведенных на судне до его прибытия в порт выгрузки, и соответствующую запись в судовом журнале.

Ответственный представитель портовой администрации может произвести проверку степени готовности судна и членов экипажа к проведению мойки танков сырой нефтью.

21.14. До начала мойки танков сырой нефтью необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • произвести проверку работы системы инертных газов и процентного содержания кислорода в инертных газах;
  • произвести выгрузку на берег 2 - 3 м груза из танков, подлежащих мойке, с тем, чтобы исключить возможность попадания подтоварной воды в моющую нефть и этим избежать риска образования опасного электростатического заряда и создать достаточные пустоты для производства мойки;
  • опрессовать моечный трубопровод нефтью давлением не менее 0,8 МПа (8 кгс/см2) и обеспечить на весь период моечных работ контроль за утечками нефти и устранение их в случае появления.

21.15. Мойку танков сырой нефтью в порту выгрузки можно производить только после получения разрешения на это портовых властей.

21.16. При производстве мойки танков сырой нефтью необходимо особое внимание уделять следующим вопросам:

  • постоянному наблюдению вахтенными за возможным появлением течи в трубопроводе моечной системы;
  • проверкам давления инертного газа в танках и допустимого уровня кислорода, который не должен быть выше 5%;
  • поддержанию давления инертного газа в танках не ниже атмосферного, чтобы предотвратить попадание кислорода из внешней среды, и не выше номинального давления, при котором происходит выброс газов через дыхательные клапаны газоотводной системы;
  • проверкам уровня нефти в танках, которые не подвергаются мойке (с тем чтобы убедиться в перекрытии клапанов и отсутствии какой-либо утечки нефти);
  • проверкам давления в трубопроводе моечной системы;
  • поддержанию дифферента на корму от 3 до 6 м, который требуется при мойке танков.

21.17. После окончания мойки танков сырой нефтью необходимо весь моечный трубопровод промыть забортной водой в отстойный танк.

21.18. Обо всех производящихся на судне операциях, относящихся к мойке танков сырой нефтью, необходимо производить запись в судовой журнал.


ТАНКЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ