ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НАЛИВОМ НА ТАНКЕРАХ ММФ

Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 Пункт 4 Пункт 5 Пункт 6 Пункт 7 Пункт 8 Пункт 9 Пункт 10 Пункт 11 Пункт 12
Пункт 13 Пункт 14 Пункт 15 Пункт 16 Пункт 17 Пункт 18 Пункт 19 Пункт 20 Пункт 21 Пункт 22 Пункт 23
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7
Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1    
Справочное    

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОГО И ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА НА ТАНКЕРАХ

  1. Пожарная опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей характеризуется пределами взрываемости их паров в воздухе.

Пределы взрываемости паров нефтепродуктов в воздухе могут быть выражены либо температурой жидкости - температурные пределы, либо концентрациями паров - концентрационные пределы.

  1. Для закрытых емкостей нефтеналивных судов, где образуются концентрации паров нефтепродуктов в насыщенном состоянии, на практике удобнее пользоваться температурными пределами взрываемости.

При пользовании температурными пределами достаточно замерить температуру паров нефтепродуктов и иметь данные по температурным пределам взрываемости нефтепродуктов (см. таблицу).

  1. Для открытых емкостей и помещений (грузовые танки после выгрузки нефтепродуктов, машинные и помповые отделения, сухогрузные трюмы, каюты и другие помещения), где могут образоваться пары нефтепродуктов в насыщенном состоянии, нужно пользоваться только концентрационными пределами взрываемости.

При пользовании концентрационными пределами взрываемости необходимо отбирать пробы смеси паров с воздухом и производить их анализ с помощью газоанализаторов, сопоставляя полученные данные с таблицами.

  1. При перевозке нефтепродуктов на танкерах пользование температурными пределами взрываемости позволяет достаточно быстро и точно определить взрываемость смеси паров нефтепродуктов с воздухом в закрытых танках, груженных нефтегрузом, и принимать соответствующие меры предосторожности.
  2. Практические применения температурных пределов взрываемости при перевозке нефтепродуктов на танкерах приведены в следующих примерах.

Пример 1. Танкер, груженный тракторным керосином с плотностью 0,819 и температурой вспышки +28°С, совершает рейс в широтах с температурой воздуха +30°С и температурой забортной воды +18°С.

Из таблицы, п. 10, находим, что нижний температурный предел взрываемости данного керосина составляет +26°С, а верхний +65°С. Таким образом, при температуре воздуха +30°С насыщенные пары керосина в подпалубном пространстве танков образуют с воздухом взрывоопасную смесь.

Поэтому целесообразно в данных условиях рекомендовать охлаждение палубы забортной водой ниже +26 °С.

Пример 2. Танкер, груженный нафталигроином (каталитический) с температурой вспышки +41°С, совершает рейс в южных широтах при температуре воздуха +43°С.

Из таблицы, п. 13, находим, что температурные пределы взрываемости для нафталигроина составляют: нижний +36°С, верхний +71°С.

Таким образом, при температуре воздуха +43°С насыщенные пары нафталигроина в палубном пространстве танкера образуют с воздухом взрывоопасную смесь.

Поэтому, несмотря на то что нафталигроин в обычных условиях относится к нелетучим нефтепродуктам, необходимо в приведенных нами условиях на танкере ввести противопожарный режим, как для судна, перевозящего летучие нефтепродукты.

Пример 3. Танкер после выгрузки бензина был загружен мазутом марки 40. При этом в общем объеме груза бензин составляет 3 %, а мазут - 97%. Танкер совершает рейс из южных широт при температуре +36°С в северные широты с температурой воздуха +18°С.

Из таблицы, п. 21., находим, что смесь, состоящая из 97% мазута и 3% бензина имеет температурные пределы взрываемости: нижний +30°С, верхний +75°С.

Поэтому при плавании в южных широтах при температуре +34°С пары мазута с бензином в смеси с воздухом образуют в танках взрывоопасную смесь, и в соответствии с этим необходимо ввести для судна режим перевозки летучих нефтепродуктов.

№ п/п Нефтепродукт Плотность при 20 °С Температура самовоспламенения паров в воздухе (метод «капли»), °С Температура вспышки, °С Температурные пределы взрываемости насыщенных паров в воздухе, °С
нижний верхний
1 Бензин авиационный Б100/130 0,728 474 -34 -34 -4
2 Бензин авиационный Б95/130 (этилированный) 0,736 360 -37 -34 -4
3 Бензин авиационный Б91/115 0,729 435 -38 -38 -5
4 Бензин авиационный Б/70 0,745 300 -34 -34 -4
5 Бензин автомобильный А-66 0,728 255 -39 -39 -8
6 Безин-растворитель БР-1 0,722 - 0,730 350 -17 -17 -10
7 Бензин-растворитель БР-2 0,700 - 0,730 270 -17
8 Бензин (уайт-спирит) 0,770 227 33 - 36 33 68
9 Керосин осветительный 0,810 265 48 45 86
10 Керосин тракторный 0,819 260 28 26 65
11 Керосин тракторный 0,809 290 4 4 35
12 Лигроин приборный 0,770 380 10 2 34
13 Нафталигроин (каталитический) 0,861 455 41 36 71
14 Масло зеленое 0,965 - 0,970 450 65 50 100
15 Масло автотракторное ЛК-10 («Автол-10») 0,930 340 167 154 193
16 Масло Л для высокоскоростных механизмов («Велосит») 0,882 250 120 100 140
17 Масло вазелиновое медицинское 0,875 - 0,890 290 185 124 190
18 Масло приборное МВП 0,900 300 135 119 159
19 Масло турбинное Т22 0,900 400 180 148 182
20 Масло турбинное Т57 0,900 390 195 148 187
21 Мазут (97 %) + бензин (3 %) 0,925 - 30 30 75
22 Нефть карадагская 0,831 320 -21 -21 19
23 Нефть балаханская, тяжелая 0,917 310 23 23 50
24 Нефть биби-эйбатская, легкая 0,867 260 5 2 26
25 Нефть бинагадинская 0,9064 300 18 12 39
26 Нефть зольнинская (сырая) 0,840 - -35 -35 -14
27 Нефть сураханская (масляная) 0,888 300 22 18 43
28 Нефть сураханская, отборная 0,8513 300 12 12 60
29 Нефть туймазинская (сырая) 0,852 320 -21 -21 -8
29 Нефть туймазинская (сырая) 0,852 320 -21 -21 -8
30 Нефти Западной Сибири (тюменские) Нефти Венесуэлы 0,826 - 0,890 - -22 -21 -
31 Лагуна 0,980 - 55 - -
32 Тиа Хуана 0,980 - 55 - -
33 Лагомар 0,980 - 55 - -
34 Лагомар 0,868 - 3 - -
35 Лаготреко Нефти, отгружаемые из портов Новороссийск, Туапсе, Одесса 0,868 - 3 - -
36 Ромашкинская 0,860 250 -38 -38 Данных нет: устанавливается режим летучих нефтепродуктов
37 Бугурусланская 0,855 - -20 -20
38 Кинельская 0,842 - -20 -20
39 Шановская 0,820 -35 -35 -35
40 Грозненская 0,820 -30 -30 -30
41 Анастасиевская 0,900 - -25 -25
42 Топлива газотурбинные ТГВК 0,935 350 65 91 155
43 ТГ 0,935 350 61 91 155
44 Топливо дизельное ДП 0,864 310 65 61 100
45 Топливо дизельное ДЗ 0,831 240 50 69 119
46 Топливо дизельное ДА 0,847 230 35 57 105
47 Топливо дизельное ДС 0,844 345 90 76 115
48 Топливо нефтяное мазут флотский Ф-12 0,928 390 90 106 133
49 Мазут флотский 40 0,949 380 90 138 145
50 Топливо для реактивных двигателей Т-1 0,775 345 -17 -17 7
51 Солвент нефтяной 0,880 520 - - -


Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 Пункт 4 Пункт 5 Пункт 6 Пункт 7 Пункт 8 Пункт 9 Пункт 10 Пункт 11 Пункт 12
Пункт 13 Пункт 14 Пункт 15 Пункт 16 Пункт 17 Пункт 18 Пункт 19 Пункт 20 Пункт 21 Пункт 22 Пункт 23
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7
Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14

ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НАЛИВОМ НА ТАНКЕРАХ ММФ

Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com