СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Засыпка грунтом траншей подводного перехода

Подготовительные работы

Трубопроводы, уложенные в траншеи, засыпаются грунтом до проектных отметок, назначаемых с учетом предохранения трубопроводов от всякого рода механических воздействий для создания таких русловых условий, которые предшествовали строительству подводного перехода. Уложенный на дно траншеи и испытанный трубопровод перед засыпкой должен быть осмотрен водолазом. В процессе водолазного обследования устанавливаются:

  • местные подмывы, провисания и сдвиги трубопровода от оси трассы, а также его отклонения от проектных отметок;
  • нарушения антикоррозийной изоляции и футеровки;
  • правильность положения балластных грузов на трубопроводе.

В местах обнаруженных дефектов устанавливаются буйки и принимаются меры по ликвидации этих дефектов. В тех местах, где трубопровод неплотно прилегает к грунту, делается его подбивка песком или гравием, как правило, при помощи гидромонитора, так, чтобы все пустоты под трубопроводом были полностью заполнены. Засыпать трубопроводы разрешается после устранения всех дефектов и проверки соответствия отметок верха трубопровода проектным. Превышение фактических отметок трубопровода не должно быть больше 10 см.

Подводные траншеи после укладки трубопровода засыпают до отметок, предусмотренных проектом. Толщина слоя грунта над трубопроводом должна быть не менее проектной или превышать проектную не более чем на 20 см. Засыпка траншей может производиться плавучими земснарядами, гидромониторными установками, а в случае отсутствия подводных резервов грунта – с шаланд, барж-площадок. Если разработка подводной траншеи выполнялась экскаватором, установленным на понтоне, то и засыпка может выполняться этим же механизмом. В зимнее время при достаточной прочности льда доставка грунта с берега к месту засыпки может производиться автотранспортом.

Способ засыпки траншей выбирают в зависимости от производства работ в зимний или летний период, ширины траншеи, глубины воды, скоростей течения и объемов работ. Если физико-механические свойства местного грунта не позволяют использовать его для засыпки траншеи, то применяют привозной грунт или гравий.

Организация работ по засыпке траншей

Засыпка нижней по течению нитки на русловом участке перехода выполняется одновременно с разработкой траншеи верхней нитки, если:

  • физико-механические свойства грунтов приемлемы;
  • разработка траншей осуществляется землесосными или землечерпальными снарядами;
  • имеется возможность в течение одной навигации последовательно разработать две траншеи и уложить в них трубопроводы.

При определении объемов засыпки подводных траншей геометрический объем по проектным профилям увеличивают на объем грунта, уносимого течением за пределы траншеи при ее засыпке, и уменьшают на объем донных наносов, поступающих в траншею.

Перед началом работ по засыпке траншей с транспортировкой грунта на шаландах или баржах выполняют следующие работы:

  • обозначают буйками место отсыпки (ось трубопровода);
  • подсчитывают объем грунта, необходимый для засыпки траншей с учетом потерь, особенно при наличии течения;
  • заготавливают грунт и оборудуют место для погрузки его на баржи, если погрузка не будет производиться с причала.

Загрузка шаланд или барж производится из резервов на берегу экскаваторами или грейферными кранами. Загрузка производится равномерно по всей площади во избежание опасного крена. Для обеспечения непрерывности работы транспортировку грунта производят обычно не менее чем двумя баржами. Буксировка производится буксирными катерами.

При засыпке траншей любым способом должны приниматься меры по уменьшению потерь грунта от сноса течением. В этих целях засыпка должна производиться по трубам и лоткам, концы которых опускаются непосредственно к трубопроводу. Если засыпка производится грейферным краном, то ковш для разгрузки опускается под воду на максимально возможную глубину. Правильность засыпки трубопровода грунтом периодически проверяется футштоком или при помощи водолаза. При необходимости поверхность засыпки планируется при помощи струи гидромонитора.

Для засыпки грунтом подводных траншей с несамоходной баржи используется плавучий кран с грейферным ковшом. Плавучий грейферный кран устанавливается у верхней по течению бровки траншеи с расчетом использования полного вылета стрелы по ширине траншеи и разгрузки баржи с одной стоянки. Наиболее рациональными схемами являются такие, при которых требуется наименьшее число заброшенных якорей и перестановок плавкрана по длине траншеи.


СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ