СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Спусковая дорожка для укладки трубопровода подводного перехода

Спусковые устройства для укладки трубопроводов большого диаметра могут быть выполнены в виде железнодорожного пути или роликовых опор. Грузоподъемность опорных устройств для протаскивания газопроводов составляет 30 – 40 т, что обеспечивает возможность их расстановки вдоль спусковой дорожки на расстоянии друг от друга, равном 10 – 12 м.


При пологом рельефе берега и незначительных колебаниях уровня воды вместо спусковых устройств используют траншею, отрываемую в створе укладываемого трубопровода.


Спусковая дорожка имеет два участка:

  • криволинейный приурезный участок, профилируемый в вертикальной плоскости по радиусу не менее 800 м для трубопроводов диаметром 1220 мм и не менее 1000 м – для трубопроводов диаметром 1420 мм;
  • прямолинейный участок, примыкающий к строительно-монтажной площадке.

Длина криволинейного участка зависит от рельефа берега. Длину прямолинейного участка принимают равной длине одной плети с учетом запаса, необходимого для монтажа стыка между последовательно протаскиваемыми плетями. Этот запас принимается обычно равным не менее 50 м.


Минимальную ширину спусковой дорожки на криволинейном участке определяют по формуле:


F44

При продольном профилировании спусковой дорожки стремятся к тому, чтобы длина криволинейного участка и объемы земляных работ были минимальными при радиусах кривизны не менее допустимых. Планировка земляного полотна должна быть выполнена с точностью ± 20 мм.


В качестве спусковой дорожки для протаскивания трубопровода часто используют рельсовый путь с седловидными одноосными тележками. Рельсовую дорожку для забалластированных трубопроводов диаметром 1020 мм собирают из отдельных звеньев длиной по 16 м, колея рельсового пути равна 900 м. На строительно-монтажную площадку рельсовый путь доставляют звеньями на плетевозе. Для дорожки используются рельсы Р38 – Р50, в качестве шпал – швеллер № 20, шпалы ставятся через каждый метр.


Тележка грузоподъемностью 30 т представляет собой массивную ось на катках с приваренным к ней седловидным ложем для укладки трубопровода. Колеса тележки сделаны из опорных катков экскаватора ТЭ-ЗМ, седловидное ложе – из трубы диаметром 1020 мм. Ложе тележки имеет в передней части упоры, исключающие проскальзывание плети трубопровода в процессе протаскивания, вес тележки около 100 кг.


Если спусковая дорожка имеет длину, равную ширине реки, и трубопровод протаскивают одной ниткой, то его балластировку можно вести на спусковой дорожке. С этой целью изолированную плеть трубопровода укладывают рядом со спусковой дорожкой, частично балластируют в местах дальнейшего опирания на тележки и трубоукладчиками укладывают между рельсами по оси спусковой дорожки. Вдоль спусковой дорожки напротив балластированных участков трубопровода раскладывают тележки. Затем плеть приподнимают, тележки устанавливают на рельсовый путь таким образом, чтобы при опускании трубопровода пригруженные участки опирались на седловидное ложе тележек.


Спусковой путь, представляющий собой береговую траншею, заполненную водой, применяют на пологих пойменных берегах, когда протаскивают целую нитку трубопровода. Береговые траншеи для спуска трубопровода должны иметь уровень воды, соответствующий уровню воды в водоёме. Глубина береговой траншеи определяется в зависимости от осадки нефтепровода или диаметра газопровода с дополнительным запасом глубины 0,4 – 0,5 м. Ширину траншеи по дну принимают на 20 – 30% больше диаметра трубопровода. Длина береговой траншеи определяется длиной нитки протаскиваемого трубопровода.


СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ