Выбор способа балластировки подводного перехода

Отдельные балластные грузы и покрытия должны проектироваться с учетом прочного их закрепления на трубопроводе при его укладке способом протаскивания и на весь период эксплуатации перехода.

При выборе способа балластировки трубопровода следует учитывать:

  • затраты на его балластировку;
  • трудоемкость работ по балластировке трубопроводов;
  • затраты труда на изоляцию и футеровку при строительстве перехода;
  • плотность и массу отдельных балластных грузов и утяжеляющих покрытий;
  • возможность и условия поставки товарного бетона;
  • возможность изменения веса трубопровода с балластом на отдельных участках перехода;
  • условия транспортировки грузов или обетонированных труб на строительную площадку;
  • влияние балласта на изгибную жесткость трубопровода;
  • условия выполнения работ по балластировке трубопровода (время года, местонахождение строящегося перехода и др.).

Преимуществами сплошных бетонных покрытий по сравнению с балластировкой отдельными грузами являются: отсутствие необходимости в защите антикоррозионной изоляции деревянной футеровкой; сокращение трудозатрат на изоляцию труб и монтаж грузов непосредственно на строительстве. Кроме того, балластное покрытие является защитой изоляции от возможного ее повреждения при укладке и эксплуатации подводного трубопровода.

Недостатками сплошных бетонных покрытий являются: увеличение изгибной жесткости и необходимость транспортировки на переход обетонированных труб, имеющих большую массу, в особенности труб большого диаметра (1220 мм). Эти недостатки устраняются путем устройства прорезей в покрытиях значительной толщины и уменьшения массы обетонированной трубы за счет использования тяжелых бетонов.

Изменение пригруза трубопровода на отдельных участках перехода возможно путем изменения расстояния между грузами или за счет применения грузов двух различных типоразмеров. Изменение пригруза трубопровода, имеющего сплошное покрытие, может быть обеспечено за счет изменения толщины бетонного покрытия или его плотности.

Основным преимуществом балластировки трубопровода кольцевыми грузами является раздельная транспортировка на переход грузов и труб с использованием обычных транспортных средств, поскольку масса отдельных кольцевых грузов не превышает массы трубы без груза.

Изучение различных способов балластировки подводных трубопроводов позволяет дать следующие рекомендации:

  • основными направлениями дальнейшего технического прогресса в этой области являются обетонирование труб в заводских условиях и использование тяжелых бетонов для изготовления кольцевых железобетонных грузов и покрытий для балластировки труб диаметром более 720 мм;
  • обетонирование трубы может широко применяться при строительстве подводных трубопроводов в различных условиях;
  • обетонирование трубопроводов на месте строительства переходов целесообразно в теплое время года при условии доставки спецтранспортом товарного бетона с заводов, расположенных на расстоянии до 50 км от места строительства;
  • железобетонные кольцевые грузы наиболее рационально применять при строительстве подводных трубопроводов диаметром 1020-1220 мм;
  • чугунные грузы следует применять только в исключительных случаях в труднодоступных районах, куда доставка железобетонных грузов или обетонированных труб невозможна автотранспортом, или их применение исключается по другим причинам, обоснованным технико-экономическими расчетами.

ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТЫ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ