СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Технология разработки траншей при строительстве подводного перехода

Траншейный и папильонажный способы перемещения земснарядов осуществляются при помощи рабочих тросов, один конец которых удерживается якорями-анкерами, а другой – закрепляется на папильонажных лебедках земснарядов. Число и расположение якорей должны обеспечивать возможность легкого перемещения земснаряда по всей площади прорези с минимальными затратами времени на перекладку якорей. Для перемещения земснаряда вдоль прорези и для восприятия продольных сил, действующих на снаряд в процессе разработки грунта, укладывается передний рабочий трос, конец которого крепится к якорю или анкеру. Длина рабочего троса должна быть такой, чтобы он не создавал усилий, вырывающих якорь из грунта, и обеспечивал минимальное число перекладок в процессе разработки грунта. Обычно длина вытравливаемого троса должна быть не менее расстояния, равного утроенной ширине траншеи, а конец троса, примыкающий к якорю, должен лежать на грунте.

Fig48

Для перемещения земснаряда поперек прорези и предотвращения его сноса со створа течением и ветром с носа и кормы земснаряда закладываются боковые тросы с якорями. Расстояния, на которые закладываются боковые якоря, зависят от условий работы и, в первую очередь, от забровочного рельефа дна. При нормальных условиях эти расстояния должны быть достаточно большими. Угол опережения и отставания передних тросов зависит от условий производства работ и колеблется в пределах 15 – 30° , а для задних (кормовых) тросов – 15 – 45°.

Для обеспечения нормальных условий работы земснарядов имеет значение правильный выбор типа и размера якоря. Якоря с недостаточной удерживающей силой будут «ползти» и не обеспечат нормальных рабочих перемещений; излишне тяжелые якоря увеличивают затраты на их извлечение и перекладку.

Завозка, подъем и перекладка якорей производятся на специально оборудованных завознях или приспособленных для этих целей других плавсредствах. При значительных скоростях течения, когда установить земснаряд поперек течения невозможно, так как снаряд сильно кренится и его не удерживают якоря, разработку подводных траншей производят картами. При разработке грунта картами границы карты на воде обозначаются буями, устанавливаемыми с земснаряда. Для установки верхней и нижней грани карты на берегах выставляются дополнительные створы. Расстояния от оси до дополнительного створа определяются для каждой карты отдельно.

Ширина карты а в плане зависит от длины станового тpoca L и проектной ширины траншеи по дну b.

Fig49

Разработка подводной траншеи производится в следующем порядке:

  • передний становой якорь размещают в створе укладки становых якорей у буя, соответствующего разрабатываемой карте;
  • земснаряд устанавливают на линии нижнего дополнительного створа у правой или левой границы створа;
  • земснаряд при помощи папильонажных тросов, передвигаясь от левой границы к правой и ориентируясь на буи соседней карты, производит разработку карты подводной траншеи; при достижении границы карты земснаряд делает передвижку поста.

При выходе земснаряда за линию верхнего дополнительного створа разработка карты заканчивается. Становой якорь заводится в следующую точку на створе укладки становых якорей, а земснаряд занимает исходное положение для разработки следующей карты.

Перед началом разработки подводной траншеи выполняются следующие работы:

  • инструментальная разработка бровочных линий;
  • установка створных знаков на разбивочных линиях со световыми излучателями для ориентирования по ним в темное время суток; в условиях плохой видимости должны быть установлены, на расстоянии друг от друга не более 50 м, плавучие вехи или буи, освещаемые в темное время суток;
  • удаление обнаруженных водолазами подводных препятствии;
  • устройство анкеров, используемых в качестве якорей;
  • установка сигналов в соответствии с действующими правилами судоходства.

В состав работ, выполняемых непосредственно при разработке подводного грунта, входят:

  1. установка земснаряда в створе траншеи с выкладкой якорей для рабочих тросов;
  2. разработка подводного грунта в прорези с поддержанием оптимального режима работы;
  3. перекладка якорей;
  4. контроль глубины разработки траншеи;
  5. обеспечение нормальной эксплуатации оборудования и механизмов путем проведения технических обслуживаний и ремонтов.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ