СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Повышение эффективности разработки траншей при строительстве подводного перехода

В процессе разработки подводного грунта особое внимание обращают на увеличение коэффициента использования земснаряда во времени, равного отношению времени работы по извлечению грунта к общему времени работы. Эта цель достигается сокращением времени на:

  • установку средств механизации на месте работ;
  • закладку и перекладку якорей в процессе работы;
  • передвижение по прорези в процессе разработки грунта;
  • запуск и остановку двигателей;
  • заправку двигателей горюче-смазочными материалами;
  • техническое обслуживание и ремонт механизмов;
  • удаление препятствий, обнаруженных в процессе работы;
  • пропуск судов и плотов;
  • выполнение промерных работ с целью контроля разрабатываемой траншеи.

Сокращение времени на перечисленные выше работы достигается привлечением к ним вспомогательных плавсредств, водолазной станции, полным обеспечением инструментом, производственным инвентарем, горюче-смазочными материалами и быстроизнашивающимися запасными частями.

При разработке параллельных траншей для укладки нескольких ниток трубопровода работы обычно начинаются на нижней по течению траншее, что позволяет использовать часть грунта, извлекаемого при разработке верхней по течению траншеи, для засыпки уже уложенной нитки.

Наибольшую производительность землесосные снаряды с грунтовыми и водоструйными насосами дают при разработке несвязных грунтов небольшой крупности, таких как песок и мелкий гравий. Землесосными снарядами разрабатывают также береговые участки подводных траншей, на долю которых приходятся наибольшие объемы грунта на каждый погонный метр прорези.

Большим преимуществом землесосных снарядов является возможность транспортирования разрабатываемого грунта на небольшое расстояние от траншеи, что в ряде случаев необходимо из-за недопустимости перекрытия русла реки или судового хода грунтом. При необходимости отвода пульпы от разрабатываемой траншеи плавучий грунтопровод заводится, как правило, вниз по течению. Если грунтопровод заводится вверх по течению, то для удержания грунтопровода в положении, обеспечивающем маневренность земснаряда в процессе работы, закладывают один или несколько якорей.

При наличии достаточных для перемещения землесосного снаряда глубин разработку несвязных песчаных, легко осыпающихся в процессе образования траншеи грунтов осуществляют траншейным способом, при котором обеспечивается наиболее полная загрузка всасывающего устройства. Для обеспечения равномерности глубины разработки следят за тем, чтобы оси траншеи разных проходов отстояли друг от друга на требуемом расстоянии. Образующиеся при этом гребни должны иметь одинаковую высоту.

Следует учитывать, что при разработке широких траншей и необходимости многократной проходки земснаряда вдоль прорези приходится значительно углублять траншею из-за большого запаса на неровности выработок, обусловливаемого образованием гребней между траншеями.

Землесосные снаряды с грунтовыми насосами, как правило, оснащаются механическими, а с водоструйными насосами – гидравлическими рыхлителями грунта. Применение рыхлителей грунта значительно повышает возможности землесосных снарядов. Использование землесосных снарядов может быть значительно расширено использованием эжектирующих устройств на их всасывающих линиях. Такие устройства позволяют вести глубинную разработку грунтов, что из-за недостаточной способности землесосов обычным оборудованием осуществлять невозможно.

Режим работы земснаряда назначается из условия достижения максимальной производительности, которая зависит от ряда факторов и может изменяться в процессе разработки грунта. Контроль за ходом разработки осуществляется непрерывно по установленным на земснаряде приборам, таким как вакуумметры, манометры насосных установок, консистомеры, тягомеры становых тросов, глубиномеры опускания рабочего органа, подачемеры и скоростомеры оперативных тросов, тахометры главных двигателей и т.д.

Для буксировки, закладки и перекладки якорей земснарядам могут придаваться буксирный катер, моторная или немоторная завозня. Кроме того, для периодических осмотров и контроля разрабатываемой прорези, удаления обнаруженных препятствий привлекается водолазная станция, для отдыха команды и рабочих при необходимости – брандвахта.


СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ