СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Технология разработки грунта скреперным оборудованием

Разработка подводных траншей канатно-скреперными установками выполняется при плавном рельефе русловой части перехода. До начала работ по подводных траншей выполняют срезку берегов и планировку поверхности перед монтажом блоков опор и скреперной лебедки, размещают и подготавливают в зоне работ необходимое приспособление, инвентарь и средства для безопасного ведения работ, устанавливают скреперную лебедку, монтируют опоры, направляющие блоки, закрепляют якоря, рабочий и холостой канаты.

Направляющие блоки размещаются на расстоянии в зависимости от ширины зеркала.


Fig51

Такое размещение на берегу горизонтальных блоков с якорями предотвращает попадание холостого каната в траншею при возвратно-поступательном движении ковша.

Технологический процесс разработки подводных траншей канатноскреперным оборудованием КСО-232 и КСО-1221 включает следующие операции:

  • транспортировку ковша к месту забора грунта;
  • забор грунта скреперным ковшом с транспортированием его к месту выгрузки;
  • выгрузку грунта из ковша в отвал; перемещение грунта из отвала бульдозером по мере накопления грунта после 7 рабочих циклов.

Работа скреперной установки осуществляется при определенных режимах скоростей:

  • набор грунта и перемещение наполненного ковша – на первой скорости, равной 0,6 – 1,5 м/с;
  • разгрузка и перемещение порожнего ковша – на второй скорости, равной 1,2 – 3 м/с.

При заборе грунта рабочий канат, закрепленный в передней части ковша, наматываясь на барабан, перемещает ковш с грунтом к лебедке. Для разгрузки ковша ему дают задний ход. При этом холостой канат, закрепленный к задней стенке ковша, проходя через блок, перемещает его. Ковш, вращаясь на шарнире, открывается, освобождается от грунта и в раскрытом состоянии делает холостой ход. Во время рабочего хода ковш аналогично закрывается, и начинается рабочий цикл. В передней части ковша установлен упор для того, чтобы валик грунта при заполнении ковша давил на упор и приподнимал ковш, выводя нож из зацепления с грунтом. Отвал разработанного грунта около лебедки перемещается бульдозером.

Для более эффективного использования скреперного ковша при устройстве подводной траншеи работы выполняют ступенчатым способом по участкам длиной 20 – 25 м, начиная с берега, с таким расчетом, чтобы ковш при определенной толщине стружки и данной длине скреперирования полностью заполнялся без потерь грунта.

Технологический процесс разработки подводного грунта канатноскреперными установками с использованием двухбарабанной или двух- однобарабанных лебедок несколько отличается от процесса с применением канатно-скреперного оборудования КСО-232, КСО-1221. В этом случае работы производятся одним или двумя спаренными ковшами обычной конструкции, причем разработка подводного грунта ведется по всей длине траншеи.

В случаях, когда скорость течения реки значительна, во избежание значительных донных заносов, что может затруднить разработку траншеи, вначале производят работы в прибрежных зонах, а затем ведут их в русле реки равномерно и послойно по всей ширине. Работы по устранению опрокидываний ковша, обрывов тросов выполняются дежурной водолазной станцией. Величину переуглубления при производстве работ канатно-скреперными установками принимают обычно в пределах 0,1 – 1,15 м.

На реках небольшой глубины разработка русловой траншеи может осуществляться экскаватором, установленным на плавучей площадке, а при ширине реки до 60 м русловый участок траншеи может разрабатываться двумя экскаваторами-драглайнами со сцепленными ковшами.


Fig50

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ