СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Балластировка подводных трубопроводов

Сборный железобетонный кольцевой утяжелитель типа УТК изготовляется из бетона марки В20 плотностью 2,3 т/м3 и состоит из двух симметричных полуколец, которые монтируются на трубе по деревянной футеровке и скрепляются стальными болтами. Характеристики утяжелителей типа УТК в таблице ниже.


Fig62

Все балластные грузы должны иметь маркировку с указанием массы груза в воздухе и объемной массы материала. Внутренняя поверхность железобетонных грузов должна быть ровной и гладкой без выступов бетона и обнаженной арматуры, которые могут повредить изоляционное покрытие.

Погрузка, разгрузка, складирование и раскладка полуколец утяжелителей производится автокранами или кранами-трубоукладчиками за монтажные петли. При складировании железобетонные элементы кольцевых утяжелителей, рассортированные по маркам и комплектам, укладываются на деревянные подкладки высотой 80 мм и шириной 100 мм. Подкладки располагают у монтажных петель по вертикали одна на другой. Железобетонные элементы укладываются в штабеля высотой не более 2,5 м.

Крепежные детали доставляются на строительно-монтажную площадку до начала балластировки. В соответствии с техническими условиями и строительными нормами соединительные элементы до их установки в конструкцию должны быть окрашены лакокрасочными материалами II и III групп или битумной грунтовкой.

До начала балластировки проводят контрольное взвешивание грузов по 2 – 3 от каждой партии и оформляют акт. Кроме того, проверяют:

  • наличие паспортов и сертификатов на балластировочные пригрузы;
  • целостность грузов и наличие монтажных отверстии;
  • маркировку с указанием объема и массы балластировочных грузов.

Fig62

Строительно-монтажная площадка предварительно должна быть спланирована. При монтаже утяжелителей на двух и более плетях расстояние между плетями должно обеспечивать проезд трубоукладчиков и автомашин для выполнения сварочно-монтажных и изоляционных работ, а также раскладки пригрузов.

Перед балластировкой трубопровода сборными пригрузами краской нумеруют плети и на футеровке делают отметки мест установки пригрузов. Нижние и верхние полумуфты пригрузов раскладывают параллельно подготовленным плетям трубопровода в два ряда вдоль оси трубы. На практике используются главным образом два способа балластировки пригрузами.

При использовании первого способа балластировки плеть трубопровода приподнимается с помощью трубоукладчика и затем с помощью любого тягового механизма, например трактора, полумуфты пригрузов заводятся под намеченные на трубе места. При применении второго способа балластировки плеть с помощью трубоукладчиков перекладывают на нижние полумуфты грузов, уложенные прямолинейно на строительно- монтажной площадке.


Fig63

До закрепления установленных полумуфт на трубопроводе проверяют величину зазора между футеровкой и трубой и при наличии зазоров более 5 мм подкладывают под внутреннюю поверхность полумуфт дополнительные рейки необходимого размера. Для центровки в отверстия для болтов верхних полумуфт при установке закладывают металлические стержни, которые при опускании верхних полумуфт на трубу входят в соответствующие отверстия нижних полумуфт. После завершения центровки стержни извлекают, верхние и нижние полумуфты пригрузов соединяют между собой болтами и гайками. После подтяжки болтовые соединения покрывают лакокрасочными материалами II и III группы или битумной грунтовкой.

Обетонирование подводных трубопроводов может выполняться следующими основными способами:

  • обетонированием отдельных труб в базовых условиях;
  • обетонированием трубопровода монолитным железобетонным покрытием с применением опалубки в полевых условиях.

Обетонирование трубопровода в полевых условиях производится в два этапа: сначала обетонируются участки между лежками, затем после снятия опалубки и торцевых заглушек производится обетонирование оставшихся участков. Приемка готовых обетонированных труб производится на основании результатов входного, операционного и приемочного контроля.

При приемке готовых обетонированных труб контролируется:

  • внешний вид;
  • геометрические размеры железобетонного покрытия;
  • прочность бетона; плотность бетона;
  • масса обетонированной трубы;
  • ширина раскрытия трещин;
  • правильность нанесения знаков маркировки;
  • водонепроницаемость для трубопроводов, эксплуатирующихся в условиях агрессивной среды.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ