СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Укладка трубопровода способом протаскивания

В технологический процесс укладки трубопровода способом протаскивания по дну водоема траншеи входят работы:

  • укладка на спусковую дорожку оснащенных балластными грузами и понтонами плетей трубопровода;
  • проверка готовности подводной траншеи, включающая водолазное обследование, промеры глубин и проверку отметок дна траншеи;
  • приварка оголовка и прокладка тяговых тросов с закреплением их на оголовке;
  • протаскивание всей нитки трубопровода или отдельных плетей со сваркой межсекционных стыков;
  • проверка положения уложенного трубопровода в соответствии с проектом.

Длина протаскиваемых плетей определяется в зависимости от ширины водной преграды, мощности тяговых средств и конструкции спускового устройства.

Необходимыми условиями для укладки трубопровода способом протаскивания является наличие:

  • достаточных размеров площадки в створе перехода для устройства спусковой дорожки, на которую устанавливают нитку или плеть трубопровода перед протаскиванием;
  • достаточной прочности протаскиваемого трубопровода с учетом воздействия на него тяговых усилий;
  • плавного рельефа одного из берегов в створе перехода, на котором возможна планировка грунта в соответствии с допустимым радиусом упругого изгиба трубопровода при протаскивании.

При разработке технологии укладки трубопровода способом протаскивания по дну определяют:

  • массу трубопровода без грузов, с грузами, с понтонами на воде и на суше;
  • силу воздействия потока воды на трубопровод;
  • необходимые тяговые усилия;
  • число и грузоподъемность разгружающих понтонов.

Разгружающие понтоны применяются для уменьшения веса участка трубопровода, находящегося под водой. Для укладки трубопроводов целесообразно использовать специальные понтоны грузоподъемностью 5 и 10 т, снабженные устройствами для полуавтоматической отстроповки. Допускается применение понтонов других конструкций, обеспечивающих надежное крепление последних на трубопроводе. Все применяемые понтоны должны иметь достаточную прочность для сопротивления гидростатическому давлению воды.

В качестве тяговых средств для протаскивания в зависимости от необходимого тягового усилия применяют тяговые лебедки серии ЛП, тягачи, оборудованные лебедками, а также однотипные тракторы, работающие на сцене. Тракторы используют при строительстве небольших переходов и тяговых усилиях до 20 – 30 т. Если тракторы не могут перемещаться по берегу в створе перехода, то осуществляется их перемещение вдоль берега с закреплением на берегу блока для изменения направления тягового троса.

Прокладка через водоем тягового троса выполняется строго прямолинейно. Для этого сначала прокладывают тонкий трос-проводник, к которому прикрепляют тяговый трос, после чего его протаскивают по заданному створу. Перед протаскиванием трубопровода выполняют обтяжку тягового троса.

К головному концу протаскиваемого трубопровода приваривают оголовок для крепления тягового троса. Конструкция оголовка может быть различной в зависимости от диаметра трубопровода, способа крепления троса, величины тягового усилия и необходимости заполнения трубопровода водой в процессе его протаскивания по дну.

Для приварки очередной плети трубопровода при протаскивании используются трубоукладчики, обеспечивающие условия для центровки труб на берегу. Сварка гарантийных стыков между отдельными плетями трубопровода осуществляется сварщиками высокой квалификации, не ниже шестого разряда. Сборка и сварка межсекционных стыков производится под контролем инженерно-технического работника, ответственного за сооружение подводного перехода. До протаскивания очередной плети наращиваемого трубопровода качество сварки межсекционного стыка проверяется физическими методами контроля.

На сборку, сварку и проверку качества сварки каждого межсекционного стыка составляют акт, подписываемый инженерно-техническим работником, ответственным за сооружение подводного перехода, и представителем полевой испытательной лаборатории. Результаты контроля этих стыков заносят в журнал сварочных работ. Акты на сборку, сварку и проверку качества сварки межсекционных стыков представляют совместно с исполнительной технической документацией по переходу.

Перед протаскиванием трубопровода проверяют и опробуют все технические средства и их взаимодействие, проверяют средства связи, проводят инструктаж персонала и его взаимодействие, определяют ответственность каждого исполнителя за свой участок работы.

Протаскивание трубопровода, установленного на спусковых устройствах с малым коэффициентом трения, таких как тележки и роликовые опоры, осуществляется с постоянным приложением тормозного усилия к заднему концу протаскиваемого трубопровода. Тормозное усилие прикладывается для предотвращения самопроизвольного перемещения плети трубопровода по спусковому устройству, гашения сил инерции при трогании с места и плавного без рывков движения трубопровода.

При тяговом усилии 1500 кН протаскивание трубопровода с помощью лебедки ЛП-151 осуществляют плетями длиной не более 230 м, тяговый трос пропускается через блок в оголовке трубопровода. После протаскивания очередной плети трос отсоединяют от мертвяковой опоры и закрепляют на вспомогательном тяговом средстве – лебедке или тракторе. Далее сматывают тяговый трос с барабана основной лебедки и одновременно вытаскивают звено анкерного троса на берег. При этом тяговая ветвь троса пропускается через блок на длину, равную удвоенной длине протаскиваемой плети.

Fig66

При протаскивании трубопроводов через крупные реки и водохранилища для уменьшения длины троса и соответственно тягового усилия лебедку ЛП-151 устанавливают на барже. Трубопровод протаскивают с перестановкой баржи в процессе пристыковки очередной плети. Число перестановок зависит от длины плетей и способа запасовки тягового троса. Расстояние от оголовка трубопровода до баржи при протаскивании должно быть не менее 50 м.

Fig67

Перед протаскиванием трубопровода баржу устанавливают строго по створу и раскрепляют якорями. При необходимости палубу баржи укрепляют настилом. Лебедку закрепляют на палубе от продольного и поперечного смещения упорными брусьями.

При протаскивании трубопровода без блока анкерный трос от береговой опоры закрепляют непосредственно на лебедке. При протаскивании трубопровода с использованием блока одну ветвь анкерного троса закрепляют на лебедке, а другую пропускают по палубе баржи через блок в оголовке трубопровода и соединяют с тяговым тросом лебедки. В процессе перестановки баржи анкерную линию подтягивают вспомогательной лебедкой, установленной либо на берегу, либо на барже. В последнем случае требуется меньшее усилие для вытягивания анкерной линии. Перед перестановкой баржи ослабляют тяговый трос, отсоединяют анкерный трос от тяговой лебедки, закрепляют его на вспомогательной лебедке, поднимают якоря. Баржа перемещается при одновременном сматывании тягового троса с барабана основной лебедки и наматывании анкерного троса на барабан вспомогательной лебедки. При этом буксирные суда удерживают баржу в створе.

В процессе протаскивания трубопровода все рабочие посты поддерживают двустороннюю связь с пунктом управления, размещенным около спусковой дорожки. С пункта управления должен быть обеспечен обзор всей спусковой дорожки. При протаскивании используются условные сигналы движения и остановки трубопровода, которые в зависимости от ширины водной преграды передаются с пульта управления по телефону с помощью портативных радиостанций и дублируются световыми сигналами.

Укладку подводного трубопровода, запроектированного с защитным кожухом, в зависимости от условий, протяженности перехода и массы трубопровода выполняют протаскиванием трубопровода вместе с кожухом или путем предварительной укладки кожуха и последующим протаскиванием через него трубопровода.


СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ