Структура проекта

Проект на строительство ПП включает следующие разделы:

  • рабочую документацию (чертежи);
  • общую пояснительную записку;
  • ситуационный план и профиль перехода;
  • основные технологические и конструктивные решения;
  • материалы и изделия, применяемые в проекте на строительство;
  • организацию строительства;
  • охрану окружающей среды;
  • оценку степени промышленного риска;
  • регламент эксплуатации ПП.

Общая пояснительная записка

Общая пояснительная записка включает:

  • основание для разработки проекта;
  • назначение подводного перехода;
  • расположение подводного перехода;
  • исходные данные для проектирования (топографический план или схема с нанесенной трассой трубопровода на подходе к водной преграде и створы перехода);
  • наличие автомобильных и железных дорог;
  • расстояния до ближайших пристаней, населенных пунктов;
  • условия судоходства, сроки навигации и другие сведения, которые могут иметь значение при строительстве перехода;
  • количество установленных реперов с привязкой их в Балтийской системе;
  • технико-экономические показатели, полученные в результате разработки проекта, выводы и предложения по реализации проекта;
  • сведения о проведенных согласованиях проектных решений;
  • подтверждение соответствия разработанной проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения ПП;
  • оформленные в установленном порядке согласования об отступлениях от действующих нормативных документов.

Ситуационный план

Ситуационный план - крупномасштабный топографический план участка перехода с указанием планового положения трубопровода; меженных бровок берегов, притоков, ручьев, оврагов, балок (в полосе съемки участка перехода) контуров населенных пунктов, земельных угодий, растительности и береговых сооружений, расположенных около бровок берегов и участка перехода.

На продольных профилях трубопровода наносятся:

  • ситуационный план;
  • промерные отметки дна (абсолютные отметки поверхности земли);
  • величины заглубления по участкам трубопровода;
  • пикетаж горизонта высоких вод (ГВВ), величины горизонта вод при 1% и 10% обеспеченности;
  • горизонты вод при ледоходе и в меженный период, а также границы крепления берегов.

На чертеже продольного профиля приводят в табличной форме перечень и объемы всех основных работ при строительстве перехода.

Проектно-сметная докуменатция

При разработке проектно-сметной документации (ПСД) на строительство подводного перехода необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый заказчиком с проектными, проектно-строительными организациями и другими юридическими лицами. Неотъемлемой частью договора должно быть задание на проектирование, выдаваемое по утвержденной форме.

ПСД на строительство подводного перехода разрабатывается в одну стадию - рабочий проект. Сметная документация составляется для технико- экономической оценки проекта, оформления финансирования и взаиморасчетов за выполнение работы.

Сметная документация включает в себя:

  • сводный сметный расчет;
  • объектные и локальные сметы;
  • сметы на проектные и изыскательские работы.

Охрана окружающей среды

Экологическая безопасность магистральных трубопроводов зависит от их технического состояния, а также от природных и социально-экономических условий территории, на которой они размещены.

Экологический ущерб возникает в результате изменений окружающей природной среды, происходящих вследствие воздействия подводных трубопроводов. Активность природных процессов (подвижка грунта, паводки, деформация русел и т.п.) со своей стороны также снижает устойчивость трубопроводов, пересекающих водоёмы и водотоки.

В марте 1997 г. Правительством Российской Федерации утверждено "Положение о введении государственного мониторинга водных объектов".

В результате экологического обследования конкретных объектов проводится инвентаризация, которая включает ранжирование элементов технической системы магистральных трубопроводов, оказывающих сверхнормативные воздействия на компоненты природной среды на прилегающих к ним участках обследования (количественные и качественные показатели поверхностных и подземных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, береговой зоны и т.д.).

Определение степени экологического ущерба основывается на оценке произошедшего или ожидаемого воздействия магистральных трубопроводов на окружающую природную среду.

Само по себе старение металла труб ни в коей мере не исключает дальнейшего использования трубопроводов, однако условия их последующей эксплуатации, в частности уровень рабочего давления и температуры перекачиваемого продукта, должны учитывать степень деформационного старения металла.

Для обеспечения безопасной эксплуатации подводных переходов необходимо знать не только показатели физического старения трубы, но и деградацию других ее элементов, фактическое состояние повреждений, профилактики, ремонта, модернизации, организации управления долговечностью всего объекта.

Надежность и безопасность подводных трубопроводов характеризует ряд факторов техногенного и природного характера. Факторы для упрощения сведены в группы, которые могут характеризовать степень возможного риска и степень планирования мероприятий как по каждому из факторов воздействия, так и по отдельной группе в целом.

Такие же техногенные факторы риска на подводных трубопроводах, как обнажение трубы и критическая длина провисающих участков, по теории надежности относятся к дефектам второстепенной неисправности.

Второстепенная неисправность — это ухудшение нормального состояния сооружения, которое не влияет на выполнение основных функций трубопровода. При приближении длины провисающего участка трубы к критическому значению ситуация на подводном переходе приравнивается к аварийной. Она зависит от характера гидрологической ситуации не только на рассматриваемом переходе, но и на соседних, которые могут быть расположены в одном технологическом коридоре и принадлежать другим предприятиям.

Важным элементом системы безопасности является выбор критических элементов, их ранжирование по критериям безопасности.

Для оценки безопасности подводных переходов магистральных трубопроводов могут служить предельные значения количественных и качественных показателей состояния сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии и утвержденные в установленном порядке органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью сооружений.

Эти критерии нашли отражение в строительных нормах и правилах, ведомственных руководящих документах, государственных стандартах.

Порядок согласования

Разработка проектной документации на строительство подводного перехода осуществляется при наличии материалов инженерных изысканий, срок давности которых не превышает 2-х лет, и утвержденных комиссией по выбору створа участка ПП, других проектных материалов и задания на проектирование.

Разработанная ПСД согласовывается с органами государственного надзора, бассейновым управлением пути (на судоходных реках), органами рыбоохраны и другими заинтересованными органами.

Проекты (рабочие проекты) на строительство ПП независимо от источников финансирования и форм собственностиподлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным в СНиП II.0195.

Утверждение рабочих проектов на строительство подводных переходов производится за счет собственных финансовых ресурсов - непосредственно заказчиком, компенсационные мероприятия, а также рекомендации по охране окружающей среды оформляются проектной организацией в виде раздела, который входит в состав техдокументации, представляемой на согласование органам Минприроды и рыбоохраны.

Для определения лимитов капитальных вложений, необходимых для осуществления компенсационных мероприятий, привлекаются в установленном порядке рыбохозяйственные проектные организации. Компенсационные затраты с лимитами строительно-монтажных работ включаются в сметную документацию на производство подводных работ и подлежат обязательному представлению в органы рыбоохраны. Денежные средства, затраченные на определение ущерба, не включаются в общую стоимость компенсационных мероприятий. В нее включаются только затраты на выполнение проектно-изыскательских работ.

Заказчик после утверждения проекта обращается с ходатайством в соответствующий орган власти об изъятии предварительно согласованного земельного участка и представлении его для строительства подводного перехода.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ