Требования к приёму/отпуску нефтепродуктов водным транспортом

Подготовительные операции

Технологические процессы приема и отпуска нефтепродуктов из нефтеналивных судов включают операции по сливу и наливу нефтепродуктов, бункеровки судов топливом и маслами, прием балластных, льяльных вод, а также выполнение вспомогательных операций, связанных с грузовыми работами по погрузке и выгрузке.

Нефтеналивные суда, прибывающие под слив-налив, по своей классификации, конструкции и оборудованию должны отвечать "Правилам Речного Регистра РСФСР", "Правилам Морского Регистра РСФСР", быть подготовленными к погрузке нефтепродуктов в соответствии с требованиями ГОСТ 1510, иметь градуировочные таблицы на грузовые танки.

По "Правилам Морского Регистра РСФСР" по степени огнеопасности нефтепродукты, перевозимые на танкерах, подразделяются на три разряда:

  1. С температурой вспышки 28°С и ниже;
  2. С температурой вспышки от 28°С до 65°С;
  3. С температурой вспышки65°С и выше.

По "Правилам Речного Регистра РСФСР" нефтеналивные суда делятся на две категории:

  • суда, перевозящие нефтегрузы с температурой вспышки до 45°С включительно;
  • суда, перевозящие нефтегрузы с температурой вспышки выше 45°С.

При сливе и наливе нефтепродуктов с температурой вспышки паров 120°С и ниже должны применяться закрытые сливоналивные устройства. Для нефтепродуктов с температурой вспышки паров выше 120°С и мазутов допускается негерметизированная погрузка-выгрузка судов.

Погрузка и выгрузка судов должна производиться через стационарные или плавучие, а при необходимости и бункеровочные причалы. На закрытых от волнения рейдах сливоналивные операции могут производиться на беспричальных устройствах через подводные трубопроводы.

В зависимости от конструкции причала, габаритов судов, скорости течения воды причалы должны иметь боковые заграждения и устройства сбора нефтепродуктов с поверхности водоемов.

Для определения возможности слива-налива нефтепродуктов пришвартовавшееся нефтеналивное судно тщательно осматривают представители пароходства, нефтебазы и пожарной охраны.

В случае, когда судно в следующем рейсе предназначается под нефтепродукт, налив которого требует специальной подготовки судна (удаление остатка, промывка, дегазация и т.п.), то такая подготовка (зачистка) производится грузовладельцем и пароходством. Объем и перечень работ по зачистке устанавливается в договорах.

При операциях слива-налива нефтепродуктов из нефтеналивных судов, обслуживающий персонал по указанию ответственного работника нефтебазы должен:

  • до погрузки судов проверить подготовленность грузовых танков в соответствии с ГОСТ 1510;
  • до выгрузки судов проверить паспорта качества, отобрать пробы нефтепродукта в соответствии с ГОСТ 2517 и провести их анализ;
  • измерить высоту взлива нефтепродуктов, а также определить высоту слоя подтоварной воды в наливных судах и массу поступившего нефтепродукта;
  • провести контрольные измерения массы нефтепродукта в резервуарах, подготовленных для сливоналивных операций, а также убедиться в исправности оборудования этих резервуаров;
  • определить шлангующие устройства для подсоединения к судну;
  • подготовить насосы и трубопроводы согласно технологической схеме перекачки;
  • по окончании слива-налива произвести зачистку шлангующих устройств и коммуникаций;
  • по окончании слива-налива закрыть задвижки на трубопроводах и дать распоряжение на отсоединение шлангующих устройств и приведение их в исходное положение.

К операциям по сливу-наливу судна можно приступить после проверки ответственным работником предприятия выполнения его указаний по подготовке к данным операциям.

Требования безопасности

Стояночное время наливных судов под сливом или наливом исчисляется в соответствии с действующими судовыми нормами погрузки и выгрузки, уточненными для каждого конкретного бассейна. Эти нормы должны учитывать диаметры и длины трубопроводов, геодезические отметки (резервуар-судно), типы судов и безопасные скорости перекачки нефтепродуктов.

Количество сливоналивных устройств (стендеров), их взаимное расположение и специализация должны соответствовать ассортименту нефтепродуктов и обеспечить выполнение судочасовых норм слива-налива на предприятиях пятой группы с коротким навигационным периодом (2-3 недели). Операции по сливу (наливу) на плавучих причалах допускается производить через шлангующие устройства с резинотканевыми рукавами.

Шлангующие устройства, подаваемые с берега, присоединяет экипаж судна, а устройства, подаваемые с судна на берег - работники причала. Эти условия сохраняются при необходимости присоединения сливного (наливного) трубопровода нефтеналивного судна или плывучих перекачивающих станций к шлангующему устройству. Наблюдение за трубопроводами до причала входит в обязанности вахтенного персонала наливных судов и плавучих перекачивающих станций.

Присоединительные устройства должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими их самопроизвольное отсоединение от судна в процессе слива (налива) при выходе судна из зоны обслуживания наливного устройства.

На причалах должны находиться специальные приспособления для надежного заземления трубопроводов и судна в соответствии с действующими нормами и ПУЭ.

Монтаж, демонтаж или ремонт составных частей автоматизированных сливоналивных систем на стационарных причалах должны производиться с помощью грузоподъемных средств.

Швартовка судов с нефтепродуктами, температура вспышки которых 28°С и ниже, к причалам должна производиться только неметаллическими канатами. В виде исключения может быть допущено использование металлических тросов; при этом рабочие места палубы и битенги швартовых кнехтов должны быть покрыты настилами или изолирующими материалами, предотвращающими искрообразование. Прием и отдача швартовых концов должны обеспечиваться владельцем причала.

Нефтебаза до начала налива нефтепродуктов в судно обязана передать капитану сведения о наименовании нефтегруза, его температуре, температуре вспышки, плотности и количестве, без чего капитан не имеет права принимать нефтегруз. Грузоотправитель несет ответственность за правильность сведений о грузе.

Капитан, принявший нефтегруз к перевозке, при необходимости может требовать проверки (путем анализа) правильности сделанного грузоотправителем сообщения.

Слив и налив нефтеналивных судов у причалов должны производиться силами и средствами нефтебазы. Танкеры должны сливаться своими средствами. В пунктах, где у отправителей и получателей отсутствуют средства для слива и налива, эти операции могут выполняться пароходствами со взысканием стоимости работ по действующим тарифам.

Вязкие и высоковязкие нефтепродукты при сливе-наливе речных судов должны иметь температуру, обеспечивающую выполнение установленных норм перегрузочных работ в пунктах слива-налива, но не выше 70°С.

Температура нефтепродуктов при наливе в морской танкер должна быть ниже температуры вспышки не менее, чем на 5°С. В противном случае любой нефтепродукт следует относить к первому разряду.

Запрещается налив в морской танкер горючих нефтепродуктов, имеющих температуру выше 65°С. Прием на судно горючих нефтепродуктов тяжелых сортов (мазута, автола, нигрола) в Каспийском бассейне допускается при температуре, во время налива не превышающей 80°С для мазута, 70°С для автола и нигрола.

Запрещается сливать нефтепродукты первого разряда из судов непосредственно в вагоны-цистерны и обратно. Запрещается налив нефтепродуктов в суда непосредственно из магистральных нефтепродуктопроводов.

В случае необходимости прокачки по трубопроводу воды до и после выгрузки нефтепродуктов средствами пароходства, эта операция выполняется по письменному требованию грузовладельца и при положительных температурах воздуха.

При перевозке бензина в таре грузоотправитель в графе накладной "Наименование груза" должен указать "Бензин неэтилированный" или "Бензин этилированный". Перевозка этилированного бензина в таре допускается только с разрешения главного санитарного врача Российской Федерации на условиях, изложенных в этом разрешении.

На судах, перевозящих нефтепродукты второго и третьего разряда, при наличии деревянного настила допускается перевозка на палубе нефтепродуктов третьего разряда в таре:

  • в стальных бочках с герметичной укупоркой;
  • в прочных жестяных бидонах (с герметичными крышками или пробками), заключенных в деревянные клетки.

Нефтепродукт в таре с нарушенной герметичностью к отгрузке не принимается.

Прием и отпуск затаренных нефтепродуктов первого и второго разрядов производят с особой осторожностью и под наблюдением администрации судна. Подъем и опускание груза необходимо производить плавно, без рывков и ударов тары друг о друга или о судно. При грузовых работах необходимо в местах возможных ударов прокладывать маты или щиты.

Лица, работающие на грузовой палубе при сливе или наливе нефтепродуктов первого разряда, должны быть обеспечены обувью на деревянных шпильках или с пришитыми подошвами или галошами.

Обслуживающему персоналу причала и судна необходимо нести постоянное наблюдение за ходом погрузки и выгрузки.

Проверка массы, отбор проб

В случае определения массы нефтепродукта при наливе по измерениям в судне пробы отбирают из судна, а при определении массы нефтепродукта по измерениям в береговых резервуарах пробы отбирают из резервуаров. Из отобранных в соответствии с ГОСТ 2517 проб составляют среднюю пробу и разливают в три (при экспорте груза - в пять) бутылки, на которые наклеивают этикетки за подписью представителей нефтебазы и пароходства. Одна бутылка с пробой предназначается для анализа при приеме и сдаче, вторая передается для хранения (на случай арбитражного анализа) в лабораторию нефтебазы, а третья вручается капитану (шкиперу) судна для передачи грузополучателю.

При сливе нефтепродуктов из судов измеряют уровень в танках судна до и после опорожнения.

Отобранные из судна согласно ГОСТ 2517 пробы представители пароходства и грузополучателя опечатывают и хранят на нефтебазе до окончательной сдачи груза вместе с капитанской пробой, отобранной в пункте отправления. Пробы используются в случае необходимости для анализов с участием представителя пароходства или нейтральной лаборатории при разногласиях по качеству сдаваемого нефтегруза.

Если в лаборатории установят, что качество нефтепродукта не соответствует действующему нормативному документу, нефтепродукт необходимо слить в отдельный свободный резервуар.

На нефтебазах, где нет лаборатории, нефтепродукты принимают на основании паспорта качества, направленного грузоотправителем, после определения цвета (визуально) и плотности нефтепродукта.

Если судно с нефтепродуктом прибыло под слив в аварийном, грузотечном или водотечном состоянии, грузополучатель принимает нефтепродукты только по измерениям в резервуарах независимо от того, каким способом определялась масса нефтепродукта в пункте погрузки, с заявлением об этом пароходству до слива.

При обнаружении в судне обводненных или загрязненных нефтепродуктов и подтоварной воды грузополучатель и пароходство обязаны принять меры, обеспечивающие выкачку и размещение таких нефтепродуктов в отдельных резервуарах. В целях подготовки резервуаров капитан судна или диспетчер порта информирует предприятие-грузополучатель о таких случаях заблаговременно.

По требованию грузополучателя, предъявленному до начала слива, нефтегрузы сдаются с проверкой массы при участии представителя пароходства в следующих случаях:

  • если нефтепродукты подогреваются в течение слива с помощью переносных систем, в том числе "острым паром", или судовой стационарной, но неисправной системой подогрева;
  • если в пункте отправления масса нефтепродукта в судне определялась с участием пароходства;
  • если прибывшие в пункт назначения суда с нефтепродуктом имели в пути перевалку или погрузку.

Если грузополучатель будет определять массу нефтепродукта способом иным, чем в пункте отправления, нефтепродукты сдаются по документам пункта отправления.

В случае определения массы нефтепродукта при их приеме или отпуске по замерам в резервуарах должны соблюдаться следующие требования:

  • резервуары и технологические трубопроводы должны иметь надлежаще оформленные калибровочные таблицы с необходимыми поправками в соответствии с требованиями нормативных документов;
  • трубопровод, по которому производится перекачка, должен быть заполнен однородным нефтепродуктом или опорожнен;
  • степень заполнения трубопровода проверяется с помощью нефтяных и водоспускных кранов. Задвижки смежных трубопроводов должны быть опломбированы пломбами пароходства;
  • резервуар, в который производится перекачка, должен быть сухим или с остатком однородного нефтепродукта в количестве не более нормы согласно ГОСТ 1510.

Если нефтепродукты после выкачки из судна или при сдаче с определением массы в резервуары окажутся нестандартными по содержанию воды и механических примесей и требуют отстоя, то измерительный люк, все краны и задвижки пломбируются пломбами пароходства на срок отстоя согласно таблицы:

Вид груза Срок отстоя, ч, в период
01.05-31.08 01.09-30.04
Светлые нефтепродукты, кроме дизельного топлива 12 12
Дизельное топливо 24 30
Темные нефтепродукты 36 48
Масла 48 48

Окончательные измерения и отбор проб из таких резервуаров производятся по истечении указанных сроков отстоя.

В случае неисправности резервуаров, трубопроводов и задвижек, невозможности проверки заполнения трубопроводов, отсутствия или неправильного оформления градуировочных таблиц резервуаров и трубопроводов, отсутствия пломб на задвижках и резервуарах, а также при требовании грузополучателя сдать нефтепродукты до истечения сроков отстоя, нефтепродукты сдаются по документам пункта отправления.

Количество остатков нефтепродуктов в судах после слива во всех случаях определяется по замерам в танках судна совместно грузополучателем и пароходством и оформляется актом. При новом наливе нефтепродукта в судно количество и качество остатка в нем проверяются по требованию грузоотправителя.

Погрузка выгрузка нефтеналивных судов речного флота должна соответствовать "Правилам перевозок грузов" Минречфлота.


Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту