Охрана судов и портовых средств

Суда, участвующие в международной торговле, и терминалы, обслуживающие такие суда, должны соответствовать мерам по повышению безопасности на море и положениям частей А и В Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). Этот Кодекс подробно изложен в главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74).

Администрациям терминалов следует учитывать, что в данном случае положения SOLAS-74 в первую очередь применяются к береговым объектам государств-участников Конвенции.

Рекомендуется, чтобы все суда и терминалы имели план охраны, включающий процедуры для решения всех аспектов охраны объекта, выявленных в процессе оценки; руководители судов и терминалов, не подпадающих под действие Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС, при разработке планов охраны своих объектов должны учитывать положения этих документов.

Оценка безопасности

Оценка безопасности должна включать анализ рисков по всем аспектам деятельности судов и терминалов с целью выявления наиболее уязвимых мест и/или аспектов деятельности, которые имеют наибольший риск возникновения инцидентов, влияющих на безопасность объекта. Наличие конкретного риска определяется угрозой инцидента и связано с уязвимостью объекта и последствиями инцидента. Оценка уверенности в безопасности должна, как минимум, охватывать следующие аспекты:

  • выявление существующих мер, процессов и процедур безопасности, применимых к конкретному судну или терминалу;
  • выявление и оценка критичности основных средств и инфраструктуры, имеющих критическое значение для безопасности;
  • определение источников угроз для судов и терминалов и вероятности их возникновения;
  • выявление потенциальных уязвимостей и возможных последствий инцидентов, связанных с судами, терминалами, причалами и причаливающими судами;
  • выявление слабых мест в инфраструктуре, правилах и процессах (с учетом человеческого фактора).

Ответственность в соответствии с Кодексом ОСПС

Ответственность за реализацию плана обеспечения безопасности терминала возлагается на руководство терминала, и в зависимости от конкретных обстоятельств терминала может потребоваться привлечение назначенного персонала службы безопасности, обладающего необходимыми навыками и подготовкой для обеспечения полного выполнения мер по обеспечению безопасности терминала.

Ответственность за выполнение плана охраны судна лежит на персонале службы безопасности компании. Однако капитан имеет исключительное право принимать решения, касающиеся охраны и безопасности судна под его/ее командованием. На судне должен быть персонал, специально назначенный для выполнения функций охраны судна и обладающий необходимыми навыками и подготовкой для обеспечения полного выполнения необходимых мер. Эту функцию может выполнять капитан судна, но чаще всего назначается старший офицер.

План охраны

Содержание плана безопасности будет варьироваться от терминала к терминалу и от судна к судну в зависимости от конкретных обстоятельств, выявленных в ходе оценки безопасности, и требований по соблюдению Конвенции СОЛАС-74, Кодекса ОСПС, а также местных и национальных нормативных актов, касающихся безопасности объекта. План охраны должен включать следующие разделы:

  • организация соответствующей безопасности на борту судна или в терминале и порту;
  • помимо основных мер безопасности для нормального функционирования объекта, должны быть предусмотрены дополнительные меры, позволяющие судну или терминалу немедленно повысить или понизить уровень безопасности в случае изменения уровня угрозы инцидента;
  • договоренности о сотрудничестве судов и терминалов с местными портовыми властями, другими судами, терминалами и доковыми сооружениями в данном районе, а также другими местными властями и агентствами (например, полицией и береговой охраной) в отношении осуществления мер безопасности;
  • положения о периодическом пересмотре плана охраны и внесении изменений с учетом опыта и меняющихся обстоятельств;
  • меры по предотвращению несанкционированного доступа к судам и терминалам, включая, в частности, меры по ограничению доступа к уязвимым зонам терминала и судам, пришвартованным у терминала, а также меры по идентификации танкеров и персонала терминала (например, с помощью идентификационных карт или бейджей);
  • меры по предотвращению контрабанды оружия, опасных грузов или предметов, представляющих угрозу безопасности людей, судов или терминалов и не имеющих разрешения на пронос на борт или перевозку с судна на терминал;
  • процедуры реагирования и положения об эвакуации в случае угрозы или нарушения безопасности. На борту судна следует руководствоваться "Образцом плана охраны судна", выпущенным ICS. Этот образец может быть изменен в соответствии с ситуацией с безопасностью на отдельных судах.

Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту