Водный транспорт для нефти/нефтепродуктов

Для перевозки нефтепродуктов водным транспортом используются сухогрузные и наливные суда. Сухогрузными судами груз перевозится непосредственно на палубе (в основном, в бочках). Наливные суда перевозят нефть и нефтепродукты в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе

Различают следующие типы наливных судов:

  1. Танкеры морские и речные.
  2. Баржи морские (лихтеры) и речные.
Рис.12

Танкер — это самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборок разделен на отсеки. Различают носовой (форпик) - 1, кормовой (ахтерпик) - 8 и грузовые отсеки (танки) - 4. Для предотвращения попадания паров нефти и нефтепродуктов в хозяйственные и машинное отделения - 7 грузовые танки отделены от носового и кормового отсеков специальными глухими отсеками (коффердамами) - 9. Для сбора продуктов испарения нефтегрузов и регулирования давления в танках на палубе танкера устроена специальная газоотводная система с дыхательными клапанами.

Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами с задвижками (клинкетами) для осуществления погрузки и выгрузки нефтепродуктов.

Максимальная скорость потока нефтепродукта в трубопроводах не должна превышать 12 м/с. Эти ограничения вызваны стремлением избежать образования зарядов статического электричества такой величины, при которой существует опасность возникновения взрывов и пожаров.

Грузовая система танкера должна обеспечивать быстрый прием и выдачу нефтепродукта при наибольшем использовании собственных насосов, а из речных судов — как судовыми насосами, так и плавучими средствами пароходства.

На танкерах применяются насосы преимущественно следующих типов:

  • паровые поршневые прямодействующие;
  • паротурбинные центробежные;
  • электроприводные центробежные.
  • По назначению они подразделяются на грузовые (производящие откачку 85…95 % груза) и зачистные (включаемые в конце откачки для того, чтобы избежать захвата воздуха).

    Рис.13

    Дедвейтом называется полная масса груза, включающая полезную (транспортируемую массу и массу груза для собственных нужд (вода, топливо, продовольствие), который может быть принят судном без потери плавучести, остойчивости и скорости хода.

    C увеличением дедвейта относительная суммарная подача грузовых и зачистных насосов уменьшаются, а развиваемый ими напор увеличивается.

    Танкеры оборудуются также подогревателями, установками для вентиляции и пропаривания танков, средствами пожаротушения и другим оборудованием.

    Речные танкеры в отличие от морских имеют относительно небольшую грузоподъемность.

    Баржи отличаются от танкеров тем, что не имеют собственных насосов.

    Рис.14

    Морские баржи (лихтеры) обычно служат для перевозок нефти и нефтепродуктов, когда танкеры не могут подойти непосредственно к причалам для погрузки-выгрузки. Их грузоподъемность составляет 10 000 т и более.

    Речные баржи служат для перевозки нефтепродуктов по внутренним водным путям. Поэтому их корпус менее прочен, чем у морских барж. Они бывают самоходными и несамоходными. Последние перемещаются буксирами.

    Рис.15

    Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту