Котировки акций
adrbidask
Газпром0.000.00
ГМК0.000.00
Лукойл0.000.00
Роснефть0.000.00
Ростелеком0.000.00
Сургутнефтегаз0.000.00
Татнефть0.000.00
ВТБ0.000.00
Данный на 00:00 МСК
Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Палладий0.000.00
Алюминий0.000.00
Никель0.000.00
Медь0.000.00
Нефть Brent0.000.00
Нефть Лайт0.000.00

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

Классификация Охранная зона подводных переходов Техническая документация

Определение подводного перехода

Трубопроводный транспорт газа, нефти и нефтепродуктов в настоящее время является основным средством доставки этих продуктов от мест добычи, переработки или получения к местам потребления. Для транспортировки нефти и газа в центральные и западные районы сооружаются трубопроводы длиной до 5000 км. Трубопроводы такой протяженности пересекают огромное число разнообразных водных препятствий: малых и больших рек, водохранилищ, озер, глубоких болот и т.д. Пересечение водных преград магистральными трубопроводами чаще всего решается путем строительства подводных переходов.

Подводный переход – особый конструктивный элемент линейной части магистрального трубопровода, который представляет потенциальную опасность для окружающей среды. Поэтому был выпушен ряд нормативно-технических документов, определяющих правила проектирования, строительства и эксплуатации подводных переходов, общим принципом которых является предупреждение аварийных разливов нефти или выхода газа при сохранении эффективности трубопроводной системы.

Подводным переходом называется гидротехническая система сооружений одного или нескольких трубопроводов, пересекающая водные преграды, при строительстве которой применяются специальные методы производства подводно-технических работ. К подводным следует относить трубопроводы, уложенные по дну или ниже отметок дна водоема.

Трубопроводы, прокладываемые на пойменных участках рек, следует также относить к категории подводных, т.к. при эксплуатации во время паводка они будут находиться под водой. При проектировании и строительстве таких трубопроводов необходимо соблюдать те же требования, что и при сооружении подводных трубопроводов.

Трубопроводы, прокладываемые через ручьи и речки шириной до 10 м, глубиной менее 1,5 м не относятся к подводным переходам, т.к. при их сооружении и ремонте не требуется специальное подводно- техническое оборудование.

Состав подводного перехода

В состав подводного перехода входят:

  • участок основной и резервных ниток, ограниченный для многониточных переходов запорной арматурой, установленной на берегах водоема, а для однониточных – горизонтом высоких вод (ГВВ), не ниже отметок 10% обеспеченности;
  • берегоукрепительные сооружения, предназначенные для предохранения трубопроводов от размывов, оползней и т.д.;
  • сооружения для регулирования русловых деформаций в районе перехода;
  • защитные сооружения от аварийного выхода перекачиваемых продуктов;
  • информационные знаки ограждения охранной зоны ПП на судоходных и сплавных водных путях;
  • вертолетные площадки;
  • специальные защитные сооружения, предотвращающие повреждения трубопровода тормозными устройствами плотов, якорями на судоходных и сплавных реках;
  • плановые магистрали (базисные линии для наблюдения за размывом берегов, базисы, по концам которых устанавливаются угломерные инструменты, контрольные отводы и другие устройства, закрепленные на местности долговременными опорными знаками).

Классификация подводных переходов

Трубопроводы на подводных переходах через реки и водоемы классифицируются по различным признакам. Главными из них являются ширина и глубина водной преграды.

Граничная длина подводного перехода определяется из следующих факторов:

  1. для многониточных переходов - участок, ограниченный камерами пуска приёма ОУ, установленных на берегах;
  2. для однониточных переходов - участок, ограниченный запорной арматурой и уровнем вод не ниже отметок 10 % обеспеченности.

В соответствии со СНиП 2.05.06-85* подводные переходы через водные преграды в зависимости от условий работы, диаметра трубопровода и судоходности водной преграды относятся к категориям I, II и В.

В соответствии со СНиП 1.02.07-87 подводные переходы подразделяются по группам сложности в зависимости от ширины водного объекта:

Группа сложности Характеристика условий пересечения водного объекта
        Малые переходы         Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения трассой до 30 м при средних глубинах 1,5 м.
        Средние переходы         Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения трассой от 31 м до 75 м при средних глубинах 1,5 м.
        Большие переходы         Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения более 75 м. Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения менее 75 м, но зона затопления которых составляет более 500 м (10% вероятности превышения уровня воды при 20 – дневном стоянии).

Участки рек в зоне перехода по плановым и глубинным переформированиям русла подразделяются на категории:

Категория Глубинные и плановые переформирования Характеристика Примечание
I         Глубинные переформирования не превышают 1 м/год, а плановые незначительны.         Реки шириной до 50 м ленточно – грядового, осередкового и побочневого типов, а также реки шириной более 50 м с устойчивым дном и берегами.         Опасность оголения труб полностью исключается, если глубина их заложения более 1 м, а врезка в берег более 5 м.
II         Глубины переформирования достигают 2 м, а плановые – 10 м.         Реки шириной более 50 м ленточно – грядового и побочневого типов.         Трубопроводы не оголяются и не подвергаются силовому воздействию потока, если они заглушены более чем на 2 м, а врезка в берег более 15 м.
III         Небольшие глубинные переформирования достигают 2 м, а плановые – от 11 до 100 м.         Участки переходов через реки с ограниченным, незавершенным и свободным типом меандрирования, а также участки пойменной многорукавности.
IV         Переформирования русла в течение нескольких дней или недель могут достигнуть по глубине более 2 м, а в плане – несколько десятков метров.         Участки горных рек с особыми формами руслового процесса, реки с явно выраженной неустойчивостью русла.         Строительство подводных переходов через такие участки рек нецелесообразно.

Классификация подводных переходов магистральных трубопроводов:

  1. Конструктивное исполнение трубопровода.
    1. Наличие резерва:
      • однониточные;
      • двухниточные;
      • многониточные.
    2. Проектное исполнение укладки:
      • труба в трубе уложена ниже отметки дна;
      • труба уложена в траншею по дну.
    3. Диаметр:
      • диаметр ниток перехода совпадает с диаметром трубопровода за границей перехода;
      • диаметр основной нитки совпадает, резевная нитка (нитки) имеет меньший диаметр;
      • диаметр ниток перехода меньше диаметра трубопровода за границиами перехода.
    4. Устойчивость положения трубы на заданных отметках изгиба по заданной кривой обеспечивается:
      • весом трубы и продукта;
      • пригрузами.
    5. Наличие камер пуска-приема ОУ и средств диагностики:
      • камеры пуска-приема ОУ и средств диагностики отсутствуют;
      • камеры пуска-приема ОУ и средств имеются на осноной нитке;
      • камеры пуска-приема ОУ и средств имеются на осноной и резервной нитке.
    6. Исполнение и состояние запорной арматуры:
      • подводные переходы оборудованы задвижками с ручным управлением;
      • подводные переходы оборудованы задвижками с электроприводом или гидроприводом;
      • подводные переходы оборудованы дистанционным управлением.
    7. Степень защиты окружающей среды с ремонтопригодностью подводного перехода:
      • подводные переходы, имеющие оборудование для защиты водной акватории от загрязненния нефтью, сточными водами и их локализации в случае попадания в водоём;
      • подводные переходы, не имеющие оборудования для защиты водоёмов от загрязненния нефтью;
      • трубопроводы, уложенные в кожухе;
      • трубопроводы, проложенные способом наклонно-направленного бурения.
  2. Характеристики водного препятствия.
    1. По ширине водного объекта:
      • малые переходы;
      • средние переходы;
      • большие переходы.
    2. По глубине водного объекта:
      • до 1,5 м в межень;
      • до 12 м в межень;
      • до 20 м в межень;
      • до 25 м в межень;
      • свыше 25 м в межень.
    3. По паводковому режиму (режим половодья):
      • весенний паводок средней продолжительности (2-4 недели);
      • весенне-летний паводок длительной продолжительности (4-7 недель);
      • неоднократно повторяющиеся паводки.
    4. По видам грунтов, слагающих дно реки и берегов:
      • лёгкие (коэффициент прочности 0,06 - 0,6);
      • средние (коэффициент прочности 0,6 - 2,0);
      • тяжелые (коэффициент прочности 2,0 - 5,0.
    5. Наличие судоходности:
      • несудоходные и несплавные водные объекты;
      • судоходные и сплавные водные объекты.
    6. Категория участка из учета русловых деформаций:
      • I категория;
      • II категория;
      • III категория;
      • IV категория.
    7. Доступность участков для проведения технического обслуживания и ремонта на пойме.
      • подводные переходы, не имеющие заболоченных участков на пойме, за исключением паводкового периода;
      • подводные переходы, имеющие болотистые участки значчительной протяженности на пойме, обход не возможен без специальной инженерной подготовки.
  3. Особенности эксплуатации.
    1. Наличие пунктов технического обслуживания.
    2. Эффективность работы станций электрохимической защиты.
    3. Стабильность перекачки.
    4. Характер выполнения технического обслуживания и ремонта.
    5. Работа перехода с включенными одной или несколькими нитками.
  4. Техническое состояние перехода.
    1. Уровень качества проектирования и дефекты строительного периода.
    2. Параметры и техническое состояние перехода соответствуют установленной проектной нормативно-технической документации.
    3. Оголение трубопровода.
    4. Повреждение стенки трубопровода без потери герметичности.
    5. Нарушение состояния футеровки и изоляции.
    6. Состояние берегоукреплений.


Классификация Охранная зона подводных переходов Техническая документация

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com