|
Требования к конструкции автоцистерныНоминальная вместимость автоцистерны должна быть кратной 100 л (0,1 м3) и отражается в технической документации. Уровень налива автоцистерны должен быть менее 95% объема, если отсутствуют специальные требования в регламентирующих документах на конкретный нефтепродукт. Примечание - Для автоцистерн, изготовленных как мера вместимости, уровень наполнения устанавливается по инструкции. Внутренний диаметр люка-лаза для проведения осмотра автоцистерны должен быть не менее 0,5 м. Автоцистерны изготавливаются на базе шасси автотранспортных средств по ГОСТ 21398 и ГОСТ 3163. Тормозные системы шасси автоцистерн категорий N2, N3, O3 и О4 оснащаются автоблокировочными устройствами (АБС). Транспортные средства для транспортировки или раздачи топлива и масла должно включать не более двух транспортных единиц: автомобиля-тягача и одного прицепа (или полуприцепа). Для обеспечения данного требования на прицепе или полуприцепе сзади запрещено устанавливать: тягово-сцепное устройство, пневмопривод и электровыводы для подключения второго прицепа. Требования исходя из назначенияВсе манипуляции по наполнению автоцистерны выполняются закрытым способом через герметичное оборудование по ГОСТ 20772. По обоснованной потребности Заказчика автоцистерна может быть изготовлена, как мера вместимости. Требования надежностиХарактеристики надежности цистерны не должны быть ниже, чем значения соответствующих показателей шасси автомобильного транспортного средства. Перечень и точные значения показателей надежности, а также вероятность отказов и предельного состояния регламентируют в технической документации. Срок безотказной работы средств измерения, монтируемых на автоцистерну для мониторинга работы агрегатов, должен быть соответствующим ресурсу автоцистерны до капитального ремонта, если другие требования не установлены в регламентирующих документах и технической документации на контрольно-измерительные приборы. Требования устойчивости к факторам внешних воздействий и долговечностиКлиматическое исполнение цистерн для автотранспорта должно быть соответствующим исполнению У по ГОСТ 15150. Требования эргономичностиИспользуемые на автоцистернах рычаги управления и штурвалы, функционально предназначенные для ступенчатых переключений при наливе (сливе) нефтепродуктов, должны надёжно фиксироваться и иметь обозначение их промежуточных и предельных положений; при обоснованной потребности следует применять ограничение специальным стопором (упором). Рычаги управления и штурвалы размещают на одном рабочем месте, чтобы они находились в пределах досягаемости оператора, за исключением используемых при включении механизмов регулирования мощности для привода насосного агрегата. Для удобства выполнения работ обслуживающим персоналом автоцистерны надлежит оборудовать лестницами и площадками. Требования технологичностиКонструирование автоцистерны должно быть выполнено таким образом, чтобы обеспечивался демонтаж 75% и более технологического оборудования без дополнительной разборки прочих узлов, агрегатов и систем. Конструктив цистерны должна позволять производить очистку ее внутренней поверхности от отложений механизированным и ручным способами. Конструкцию волнореза следует выбирать таким образом, чтобы не создавались препятствия при наполнении (опорожнении) автоцистерны, а также обеспечивалась возможность зачистки ее внутренней поверхности. Период времени между техническими обслуживаниями технологического оборудования, установленный на автоцистерне, должен совпадать с периодичностью технического обслуживания автомобильного транспортного средства на базе которого она установлена и регламентируется в руководстве по эксплуатации. Конструктивные требованияКонструкция автоцистерны должна гарантировать неизменность массы и качественных показателей транспортируемого нефтепродукта по ГОСТ Р 50559. Автоцистерны должны быть рассчитана на внутреннее давление, равное давлению налива (слива) или предельному рабочему давлению, на которое выполнена регулировка дыхательного устройства по ГОСТ 25560, но не менее 0,02 МПа (0,2 кгс/см2). При проектировании автоцистерн необходимо учитывать следующее:
Цистерна и элементы крепления её на шасси автотранспортного средства при номинальном заполнении нефтепродуктом должны без ущерба воспринимать нагрузки, равные:
Толщину стенок цистерны b, мм, рассчитывают по формуле:
Цистерны диаметр которых менее 1800 мм должны иметь стенку толщиной 5 мм и более, диаметром более 1800 мм - 6 мм и более при изготовлении их из металла с временным сопротивлением разрыву σв ≥ 360 МПа (3600 кгс/см2), и относительным удлинением δ = 22 - 27%. Если цистерны изготавливаются из металла с иными механическими свойствами, то эквивалентную толщину стенок цистерны bэ, мм, вычисляют по формуле:
При наличии у цистерны защиты от повреждений, вызываемых ударами по боковой поверхности или в результате опрокидывания, допускается снижение толщины стенок цистерны до не менее 3 мм для цистерны диаметром до 1800 мм и до не менее 4 мм - для цистерны диаметром более 1800 мм. При изготовлении цистерны из металла с механическими свойствами отличными от σв ≥ 360 МПа (3600 кгс/см2) и δ = 22 - 27% эквивалентную толщину стенок цистерны b'э, мм, рассчитывают по формуле:
Для цистерн с чемоданообразным или эллиптическим поперечным сечением, радиусы кривизны определяются эквивалентно диаметрам, которые рассчитывают на основе цилиндрического сечения равной площади. Радиусы кривизны подобных цистерн должны быть менее 2000 мм по бокам и 3000 мм сверху и снизу. Защиту автоцистерн от повреждений, вызываемых боковыми ударами или вследствие опрокидыванием, принимают обеспеченной, если соблюдается одно из условий:
Поперечный разрез усиливающего кольца в вертикальной плоскости с элементом крепления должен иметь момент сопротивления не менее 10 см3. Толщина перегородок (волнорезов) должна быть больше или равна толщине стенки цистерны. Автоцистерны с радиусом кривизны боковых стенок более 2000 мм, а также прямоугольного и чемоданообразного сечений будут обеспеченными защитой от повреждений, вызываемых боковыми ударами или вследствие опрокидыванием, если соблюдаются следующие дополнительных условий:
Разрешается применять листы в качестве дополнительной защиты, приварив их к боковым стенкам цистерны на среднем уровне высоты цистерны. Такие листы должны иметь аналогичное цистерне материальное исполнение, и иметь ширину более 30% высоты поперечного сечения цистерны и толщину превышающую толщину стенок цистерны. Перегородки (волнорезы) должны быть вогнутыми на глубину прогиба не менее 100 мм или должны иметь гофры, или другого рода усиления для обеспечения эквивалентной прочности. Площадь поверхности волнореза должна быть не менее 70% от поперечного сечения цистерны, в которой этот волнорез установлен. Для автоцистерн, вместимость которых менее 5000 л или разделённых на герметичные отсеки вместимостью менее 5000 л, толщину стенок определяют по таблице ниже.
При изготовлении цистерны из металла с механическими свойствами отличными от σв ≥ 360 МПа (3600 кгс/см2) и δ = 22 - 27% эквивалентную толщину стенок цистерны рассчитывают по формуле (3). Толщина перегородок (волнорезов) не должна быть меньше толщины стенок самой цистерны. Крышки люков, дверцы шкафов, а также арматура или разъёмные соединения где может быть осуществлён несанкционированный доступ к транспортируемому нефтепродукту должны иметь приспособления (проушины) для опломбирования. Конструкция прицепа-цистерны должна предусматривать возможность ее налива (слива) с использованием насосов, смонтированных на буксирующей автоцистерне. Конструкция автоцистерны должна гарантировать не превышение давления в напорно-всасывающем рукаве, равного 0,5 от рабочего давления рукава, при прекращении подачи подаваемого продукта в напорную емкость. Конструкция автоцистерны должна предусматривать возможность пробоотбора по ГОСТ 2517 для аналитического контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Пробоотбор непосредственно из цистерны выполняется сверху. Остатки содержимого в автоцистерне после его освобождения самотеком на горизонтальной площадке должен быть не более 0,1% номинальной вместимости.
|
|