|
Стоимость строительства и эксплуатацииСтоимость строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводов зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие. Диаметр нефтепровода. Затраты в линейную часть составляют 70 — 80 % от общего объема капитальных вложений, остальные приходятся на нефтеперекачивающие станции. В свою очередь, отношение стоимости строительномонтажных работ к стоимости труб резко меняется от диаметра нефтепровода; чем больше диаметр, тем больше стоимость труб в общей стоимости линейной части. В табл. 1 приведены данные о металловложениях в линейную часть нефтепроводов. Например, при переходе диаметра от 720 до 1020 мм металловложения увеличиваются в 1,8 раза. Поэтому трассы нефтепроводов с увеличением диаметра труб стремятся приблизить по протяженности к "воздушной прямой", так как стоимость единицы длины нефтепровода резко возрастает, в первую очередь, из-за стоимости труб и только во вторую очередь из-за категорий местности, влияющих на объем строительно-монтажных работ. Таблица 1
В то же время удельные затраты электроэнергии на перекатку нефти будут уменьшаться с увеличением диаметра, так как они пропорциональны величине LQ2/D5, где L, Q, D — соотвественно длина, объемный расход и диаметр нефтепровода.В таблице 2 приведены данные об удельном расходе электроэнергии на перекачку нефти. Таблица 2
Рабочее давление. С увеличением диаметра толщина стенки труб возрастает, что приводит к повышению стоимости линейной части. Поэтому чем выше давление, тем выше стоимость единицы длины нефтепровода при одном и том же диаметре, а удельные эксплуатационные затраты меньше. Природные условия. В зависимости от прохождения трассы по равнинным участкам или через сложные естественные преграды — болота, реки, горные участки и другие — стоимость сооружения линейной части нефтепровода может увеличиваться в несколько раз. Этим обстоятельством объясняется то, что при прокладке нефтепровода в сложных природных условиях трассы могут быть значительно больше "воздушной прямой". Экономико-географические условия характеризуются степенью обжитости территории, наличием транспортных коммуникаций, промышленных объектов и сельскохозяйственых земель. От них зависит протяженность трасс и условия (дальность) доставки грузов для строительства, что, в свою очередь, влияет на стоимость строительно монтажных работ. После определения оптимального направления трассы проводят выбор площадок для размещения нефтеперекачивающих станций и уточняют на основании гидравлического расчета параметры нефтепровода.
|
|