|
Сливоналивные устройства для водного транспортаГибкие прорезиненные рукаваПростейшим типом соединения трубопроводов нефтебаз с наливными судами являются гибкие прорезиненные рукава (шланги). Они изготавливаются диаметром до 350 мм, длиной 4 м, на рабочее давление до 1 МПа. Недостатком прорезиненных рукавов является то, что при сливоналивных операциях довольно часты их разрывы, а это, в свою очередь, приводит к значительному розливу нефтепродуктов. СтендерыВ настоящее время на смену системам с гибкими рукавами приходят стендеры — конструкция из шарнирно-сочлененных трубопроводов, концевая часть (соединитель) которой служит для соединения береговых коммуникаций с приемо-сливными патрубками трубопроводов на нефтеналивном судне. Диаметр стендеров достигает 500 мм, а рабочее давление в них — 1,6 МПа. Стендеры более надежны, чем гибкие рукава и обеспечивают большую производительность слива-налива. Стендеры изготавливают двух типов:
Условные диаметры стендеров типа РС составляют 100, 150, 200, 250 мм, а типа АС — 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500 мм. Рабочее давление в стендере должно быть не более 1,6 МПа, а гидравлическая система управления рассчитывается на давление до 10 МПа. Стендер представляет собой герметичную трубную c шарнирами систему диаметром от 50 до 600 мм, имеющую 3 степени свободы и обеспечивающую безопасную погрузку и бункеровку танкеров. Для стендеров характерны высокая скорость подсоединения и отсоединения танкера без загрязнения окружающей природной среды и высокая производительность погрузочно-разгрузочных операций c широкими пределами температуp жидких продуктов (от 180°C - асфальт до -196°C - жидкий азот). Стендер состоит из опорного стояка, шарнирного рукава (включающего внутреннее и внешнее плечи металлического рукава с вертлюгом), системы пантографа с вспомогательными противовесами для удержания в равновесии внешнего плеча и основными противовесами для удержания в равновесии всего рукава и замка для фиксации стендера в нерабочем состоянии. Опорный стояк является основанием всей конструкции и рассчитывается на нагрузку собственного веса рукава, максимальных ветровых нагрузок и веса жидкости, находящейся в рукаве во время перекачки. По нем осуществляется перенос жидкости (нефти) из причального трубопровода в рукав и наоборот. Внутреннее плечо рукава крепится к верхней части опорного стояка, и его продолжение служит коромыслом основного противовеса, а внутреннее - между внутренним плечом и судном. Вертлюг - шарнирное устройство для подвижного соединения трубопроводов стендера. Чиксан состоит из одного, двух или трех подшипников, обеспечивающих поворот элементов рукава относительно друг друга. Герметичность вертлюга обеспечивается рядом прокладок, подбираемых в зависимости от физико-химических свойств продукта. Пустые стендеры уравновешиваются во всех положениях при помощи 2 противовесов и системы пантографа. Bращение в вертикальной плоскости судовой и береговой трубных частей, a также вращение всего узла стендера вокруг вертикальной оси осуществляется гидравлическими цилиндрами, управляемыми по месту или дистанционно. Bo время соединения стендера c судном гидравлические цилиндры автоматически переводятся в байпасное положение, что позволяет стендеру следовать за судном, учитывая качку, течение, ветер, приливы и отливы. В верхней части вертикальной трубы стендера смонтированы 2 шарнирных соединения для вращения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, a также вакуумный клапан-прерыватель струи жидкости для недопущения разлива жидкости на палубу судна. Зa судовой трубной частью размещены гидравлические цилиндры для работы судовой и береговой трубных частей. Для подсоединения стендера к патрубку судна на конце его имеется шарнирное соединение, приводная и специальная муфты, сконструированные так, что соединительный фланец всегда остаётся под прямым углом к горизонтальной плоскости, облегчая автоматическое подсоединение к судовому фланцу. Стендерные установкиВ настоящее время известен ряд установок приема-отпуска нефтепродуктов с использованием стендеров. Например, установка АСН6А-16 скомпонована из шести стендеров 3, расположенных на причале по три с каждой стороны от кабины 4 с пультом управления. От маслонапорной станции 1, включающей напорный агрегат и азотный аккумулятор, к стендерам и пульту управления проложены гидрокоммуникации. В пульте управления находятся блок золотников для управления гидроприводами стендеров, селекторный блок золотников для последовательного управления каждым стендером и электрический пульт для управления маслонапорной станцией и осуществления аварийной сигнализации. Стендер представляет собой устройство из семи труб-звеньев, соединенных шестью шарнирами. В исходном положении стендеры присоединены к фальшпатрубкам 2. Установки автоматизированного налива и слива обеспечивают быстрое и надежное присоединение береговых трубопроводов к наливным судам и безопасность эксплуатации. В них используются системы автоматического аварийного отсоединения стендеров от судов, срабатывающие при их непредвиденных отходах за зону действия стендеров во время налива или слива. Кроме того, предусмотрена откачка балластных вод в береговые очистные сооружения и отвод пароой смеси в газоуравнительную систему в случае герметизированного налива.
|
|