Понятие, назначение и состав смазок
Основное назначение смазок - уменьшение износа поверхностей трения для продления срока службы деталей машин и механизмов. Смазки препятствуют проникновению к поверхностям трения агрессивных
жидкостей, а также абразивных частиц. Почти все смазки предотвращают коррозию металлических поверхностей.
Пластичные смазки - представители компаундированных нефтепродуктов, широко применяемых при эксплуатации нефтяного оборудования. Смазка обычно состоит из двух основных компонентов:
- дисперсионной среды (это нефтяные, синтетические, реже растительные масла);
- дисперсной фазы (твердый загуститель - парафины, церезины, мыла - соли высокомолекулярных жирных кислот и щелочей таких металлов, как кальций, натрий, литий и др.);
- различных добавок.
Важным компонентом смазок является модификатор структуры - технологические ПАВ (поверхностно-активные вещества). Большинство смазок (около 97%) готовят на нефтяных маслах. В смазках, работающих в
специфических условиях, применяют синтетические масла - кремнийорганические жидкости, сложные эфиры, хлор- и фторорганические жидкости, синтетические углеводородные масла и т. д. Широкое применение
таких масел ограничено из-за их дефицита и высокой стоимости. Растительные масла, например касторовое масло, используются в отдельных случаях.
Работоспособность смазок общего назначения в зависимости от природы:
- смазки на нефтяных маслах - работоспособны в интервале температур от -60 до 150°С;
- смазки на дистиллятных маслах - работоспособны в интервале температур от -60 до 130°С;
- смазки на остаточных маслах - работоспособны в интервале температур от -30 до 150°С.
Для узлов трения, работающих при температуре ниже -60 °С и длительное время при температурах выше 150°С, применяют смазки, изготовленные на синтетических маслах.
От природы загустителя зависят антифрикционные и защитные свойства, водостойкость, коллоидная, механическая и антиокислительная стабильность смазок.
Для улучшения эксплуатационных свойств смазок применяют противоизносные, противозадирные, антифрикционные, защитные, вязкостные и адгезионные присадки, а также различные наполнители, ингибиторы
окисления, коррозии. Многие присадки являются полифункциональными. Наполнители - это высокодисперсные, нерастворимые в маслах вещества, не образующие в смазках коллоидной
структуры. К ним относятся графит, дисульфид молибдена, тальк, слюда, нитрид бора, сульфиды некоторых металлов, асбест, полимеры, оксиды и комплексные соединения металлов, металлической крошки и пудры.
В качестве наполнителей используют оксиды цинка, титана, меди, порошки меди, свинца, алюминия, олова, бронзы и латуни, которые обычно замешивают в готовую смазку от 1 до 30%. Для улучшения адгезионных,
защитных и низкотемпературных свойств смазок в их состав вводят природные воски и их компоненты.
Классификация смазок
Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям прменения.
По областям применения смазки подразделяются на:
- антифрикционные - для снижения трения и износа механизмов (солидол, Литол-24, Фиол-1, ЦИАТИМ-221, Униол-2МН, Графитол);
- консервационные (защитные) - для предотвращения коррозии металлических деталей (ПВК, ГОИ-54П), для консервации применяют 14% производимых смазок;
- уплотнительные - для герметизации газовых кранов, в вакуумных системах - 2% от всего объема производимых смазок (ВНИИНП-263, вакуумная и т. д.), в резьбовых соединениях (Р-2, Р-113);
- канатные - для смазки металлических проволочных канатов (Торсиол-36 и др.);
- специального назначения (приработочные) - для улучшения приработки трущихся поверхностей, они обладают также антиобледенительными свойствами (до -50 °С).
По консистенции различают полужидкие, пластичные и твердые смазки.
По составу смазки делятся на четыре группы: мыльные, неорганические, органические, углеводородные.
Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту |
|
|