|
Шлангующие устройстваДля оперативного и гибкого соединения грузовых терминальных трубопроводов с приемораздаточными штуцерами (манифольдами) нефтеналивного судна применяются шлангующие устройства. Шлангующие устройства обязаны обеспечивать:
Изначально, шлангующие устройства были ни чем иным, как гибкими резинотканевыми армированными стальной проволокой шлангами с фланцевым соединением для подключения к клинкету нефтеналивного судна. Их поднятие и перемещение на палубу судна выполняется специальным грузоподъёмным устройством (ручные тали, стрелы судового типа, крановые подъемники и др.). Для перекачки грузов на нефтеналивное судно применяются шланги 3-ёх основных типов:
Конструктивно шланги всех типов могут изготавливаться токопроводящими или диэлектрическими. Существует кроме того ряд шлангов специальных типов, которые имеют аналогичную конструкцию и применяются для индивидуальных задач, например как подводный трубопровод или плавучее звено продуктопровода. Грузовой шланг, который подается на борт нефтеналивного судна, согласно "Общих и специальных правил перевозки наливных грузов” ММФ РФ, обязать соответствовать ряду требований:
Согласно международных стандартов грузовым шлангам надлежит обеспечивать перемещение продуктов, которые имеют температуру в интервале от —20 до +82 °C, с содержанием углеводородов ароматического строения не выше 25 %. Каждому грузовому шлангу необходимо иметь спецификацию производителя, в которой указывается:
Длина грузовых шлангов должна быть достаточной для исключения их разрыв при корректировке осадки танкера при выполнении грузовых операций, а также потенциального перемещения судна вдоль причала и от причала на величину растяжения швартовных канатов. Они должны быть снабжены фланцами по международному стандарту. К отрицательным свойствам налива нефтеналивных судов посредством грузовых шлангов относится их недолговечность, сложности в манипуляции (при диаметрах превышающих 300 мм вес их весьма значительный), высокое гидравлическое сопротивление и потребность в значительном пространстве для манипуляций. Жесткая конструкция присоединения шлангов к танкеру зачастую становится причиной их разрыва в случае неожиданного отхода нефтеналивного судна от причальной стенки. Рост показателя грузоподъемности нефтеналивных судов потребовал конструирования нового оборудования для слива-налива, потому что шланги не в состоянии обеспечить необходимую производительность грузовых операций. Они выявилю свою непригодность к использованию в крупных портах, где необходимая производительность грузовых операций достигала 0,4-0,5 млн. т/сут. По этой причине ведущие зарубежные компании в 50 - 60-х годах сконструировали цельнометаллическое шлангующее устройство, которое получило название стендер. Морской стендер
На рисунке представлен общий вид морского стендера типа RCMA-S “Чиксан” с комбинированным управлением фирмы “FMC Europe SA Equipement Petrolier” (Франция). Стендер собирается из опорного стояка, шарнирного рукава (состоящего из внутреннего и внешнего плечей металлического рукава с вертлюгом), системы пантографа с сопутствующими противовесами для сохранения состояния равновесия внешнего плеча и главными противовесами для сохранения равновесия рукава в-целом и замка для блокирвоания стендера в "холостом" состоянии. Опорный стояк представляет собой основание всего устройства и при расчётах учитывается нагрузка собственного веса рукава, наибольшие возможные ветровые нагрузки и веса жидкости, которая находится в рукаве при перекачках. По нему выполняется перемещение жидкости (нефти) из причального трубопровода в рукав и обратно. Внутреннее плечо рукава закреплено к верхней части опорного стояка и служит коромыслом для главного противовеса, а внешнее - между внутренним плечом и танкером. Вертлюг представляет собой шарнирный механизм для гибкого соединения трубопроводов стендера “Чиксан” из 1, 2 или 3 подшипников, которые обеспечивают поворот деталей рукава друг относительно друга. Герметичность вертлюга достигается за счёт ряда обтюраций, котоыре подбираются исходя из физико-химических характеристик нефти. Система противовесов дает возможность сбалансировать рукав стендера и снизить нагрузку на присоединительный фланец нефтеналивного судна. Для присоединения стендера к фланцам нефтеналивного судна на конце внешнего плеча предусмотрен быстроразъемный присоединительный механизм с управлением в-ручную или автоматоматически. Существуют конструкции стендеров, в которых внешнее плечо представляет собой гибкий грузовой шланг. При подключении к нефтеналивному судну грузовой шланг (стендер) необходимо освободить от нефти для снижения нагрузок. По заврешении погрузки грузовой шланг (стендер) требуется осушать во избежание разливов остатков нефти на поверхность палубы или в море. Грузовые шланги должны быть подобраны достаточной длины, а стендеры должны иметь необходимую безопасную зону поизводства работ с учетом рабочих движений механизма, чтобы движение судна у причала не стало причиной опасных напряжений в стендерах и шлангах. Рабочую зону стендера необходимо подразделять на следующие зоны: рабочую, предупреждения и отключения. При спонтанном перемещении судна у причала, когда фланцевое соединение, стыкующее стендер и судовой приемник, попадает в зону предупреждения, все рабочие клинкеты на стендере закрываются в автоматическом режиме, а когда стыкующее фланцевое соединение попадает в зону отключения, инициируется автоматическое выключение стендера от судового приемника. Эффективность эксплуатацииВ сочетании с высокими затартами на нефтеналивные суда, которые транспортируют нефть и нефтепродукты, существенная стоимость и расходы на обслуивание причальных и технологических коммуникаций диктуют потребность их интенсивного использования. Максимально высокие показатели по интенсивности загрузки нефтеналивных судов закладываются при разработке проекта терминала с целью сокращения интервалов простоя танкеров под выгрузкой балласта и погрузкой перевозимого продукта. Достижение наибольшей достижимой интенсивности обосновывает необходимость повышения единичных производительностей всего терминала и их двоирование (троирование) на периоды проведения работ по ремонту и обслуживанию. В настоящее время производительность загрузки нефтеналивных судов дедвейтом 100 - 150 тыс. т достигает 13 - 15 тыс. м3/ч, что делает возможным выполнение погрузки танкера за 10 - 12 часов.
|
|