|
Факторы, влияющие на стоимость строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводовСтоимость строительства и эксплуатации нефтепровода зависит от многих факторов, основными из которых являются:
Диаметр трубопроводаСтоимость прямого участка составляет 70-80% капитальных вложений, остальная часть приходится на насосную станцию. Поэтому доля строительно-монтажных работ на трубопроводе сильно варьируется в зависимости от диаметра трубопровода, причем чем больше диаметр, тем больше доля трубопровода в общей стоимости прямого участка. В таблице ниже представлены данные по металлоемкости линейного участка трубопровода.
Например, при увеличении диаметра с 720 мм до 1020 мм стоимость металла увеличивается в 1,8 раза. Таким образом, с увеличением диаметра трубопровода стоимость единицы длины трубопровода быстро возрастает, поэтому трасса трубопровода стремится приблизиться к "воздушной прямой линии", отчасти из-за стоимости трубопровода, а отчасти из-за классификации местности, которая влияет на размер строительно-монтажных работ. С другой стороны, удельные затраты электроэнергии перекачки пропорциональна LQ2/VD5, где L, Q и D - длина, объемный расход и диаметр трубопровода, и поэтому уменьшается с увеличением диаметра. В следующей таблице представлены данные по потребляемой электроэнергии для подачи нефти.
Рабочее давлениеС увеличением диаметра увеличивается толщина стенки трубопровода, что приводит к увеличению затрат. Таким образом, чем выше давление, тем выше стоимость единицы длины трубы того же диаметра и тем ниже эксплуатационные расходы на единицу продукции. Физические условияВ зависимости от прохождения трассы по равнинам или сложным природным препятствиям (болота, реки, горные районы и т.д.) стоимость строительства прямого участка трубопровода может быть в несколько раз выше. Это объясняет, почему при прокладке нефтепроводов в сложных физических условиях маршрут оказывается гораздо длиннее, чем "прямая линия в воздухе". Экономико-географические условия характеризуются уровнем жизнеспособности территории, наличием транспорта, промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий. Они определяют длину маршрута и условия доставки груза (дальность) для строительства, что влияет на стоимость строительно-монтажных работ. После определения оптимального маршрута выбираются возможные места расположения нефтеперекачивающих станций и уточняются параметры трубопровода путем гидравлических расчетов.
|
|