Нефтяные центробежные насосы

Центробежные насосы являются основным напорным оборудованием для перекачки нефти в магистральном трубопроводе и используются на головных и промежуточных станциях.

Использование центробежных насосов на головных и промежуточных станциях с резервуарами имеет некоторые особенности. В частности, магистральные насосы, работающие на высоких скоростях, должны иметь избыточное давление на входе. Это давление должно предотвращать возникновение опасного явления внутри насоса из-за падения давления быстро движущейся жидкости. Это явление известно как кавитация (лат. cavitas = полость) и представляет собой образование заполненных газом пузырьков в перекачиваемой жидкости. Когда эти пузырьки попадают в область высокого давления, они схлопываются и создают огромное точечное давление. Кавитация ускоряет износ компонентов нагнетателя и снижает его эффективность. По этой причине для закачки нефти в магистральный насос обычно используется специальный бустерный насос, основная задача которого - перекачивать нефть из резервуара и подавать ее на вход магистрального насоса, создавая необходимый кавитационный запас.

В то же время промежуточные перекачивающие станции магистральных нефтепроводов, работающие по принципу "насос в насос", оснащаются только магистральными насосами, поскольку напор, необходимый для их нормальной работы, создается на вышележащей перекачивающей станции.

Общие технические требования к насосам магистральных трубопроводов изложены в ГОСТ 12124-87 "Насосы центробежные нефтяные для магистральных трубопроводов", который распространяется как на магистральные, так и на бустерные насосы. Настоящий стандарт распространяется на магистральные и бустерные насосы и определяет основные типы и параметры этих насосов.

Если учитывать сменные роторы (рабочие колеса), то существует 20 различных типов.

Перечисленные в ГОСТе насосы расположены в порядке убывания расхода нагнетания от 125 до 12500 м3/час. Насос с наибольшим расходом - HM 10000-210: насос магистральный с расходом 10 000 м3/час и напором 210 м.

На перекачивающей станции насосы магистральные соединены последовательно, поэтому при одинаковом расходе напоры насосов суммируется. Это позволяет увеличить напор на выходе станции: в диапазоне от HM 125-550 до HM 360-460 два насоса и резервный насос в принципе соединены последовательно. Для насосов с расходом 500 м3/ч и выше три насоса и один резервный насос соединяются последовательно.

В зависимости от конструкции основные насосы ГОСТ 12124-87 подразделяются на секционные многоступенчатые с одинарным рабочим колесом (подача 125-710 м3/ч) и одноступенчатые с двойным рабочим колесом (подача >1250 м3/ч).

Последний насос может заменить рабочие колеса 0,5·Qо.н, 0,7·Qо.н и 1,25·Qо.н, где Qо.н - напор насоса от основного рабочего колеса при номинальном режиме работы. В насосах с двойным входом перекачиваемая жидкость подается на рабочие колеса с двух сторон, а в насосах с одинарным входом - с одной стороны.

Fig76
Трехсекционный насос типа НМ:
1 - входная крышка; 2 - предвключенное колесо; 3 - секция; 4 - направляющий аппарат; 5 - второе рабочее колесо; 6 - напорная крышка; 7 - подушка подпятника; 8 - торцевое уплотнение; 9 - подшипник качения; 10 - втулка; 11 - диск; 12 - первое рабочее колесо; 13 - вал; 14 - зубчатая муфта

На рисунке выше показано сечение магистрального насоса типа НМ. Корпус насоса, или, точнее, нагнетатель, определяется всасывающей крышкой 1 на линии всасывания и нагнетательной крышкой 6 на линии нагнетания. Между этими крышками находится нагнетательная часть, где расположены основные рабочие колеса насоса (в данном случае три). Рабочие колеса 5 и 12, а также винтовое колесо 2 предварительного нагнетания, используемое для увеличения всасывающей способности, установлены на общем валу 13 и соединены с электродвигателем посредством зубчатой тяги 14. Нефть подается в насос через входной патрубок (расположенный под крышкой 1) и поступает в первую ступень 12 нагнетателя с помощью предварительно нагнетающего винтового колеса 2, где его высота увеличивается на определенную величину. Затем нефть поступает в рабочее колесо 5, где происходит дальнейшее повышение напора за счет его хода, и, наконец, через выходной патрубок (расположенный под крышкой 6), где нефть выходит из насоса.


Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту