Испаряемость бензина
Индекс испаряемости бензина - это показатель характеризовавший испаряемость бензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина при температуре 70 °С по не действующему ГОСТ Р 51105-97. Индекс испаряемости рассчитывают по формуле:
Индекс паровой пробки - это показатель характеризующий испаряемость бензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина при температуре 70 °С по действующим ГОСТ Р 51105-2020 и ГОСТ Р 51866-2002. Индекс паровой пробки рассчитывают по формуле:
ИПП=10∙ДНП + 7∙(И70)
В зависимости от климатического района применения по ГОСТ Р 51105-2020 и ГОСТ Р 51866-2002 автомобильные бензины подразделяют на 10 классов. Наряду с определением температуры перегонки при заданном объеме предусмотрено и определение объема испарившегося бензина при заданной температуре.
До введения в действие ГОСТ Р 51105-2020 и ГОСТ Р 51866-2002 автомобильные бензины подразделялись на 5 классов по ГОСТ Р 51105-97.
Классы испаряемости бензина по ГОСТ Р 51105-97
Бензин 1 класса имел следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров - 35-70 кПа.
- Фракционный состав:
- температура начала кипения ≥ 35 °С;
- температура отгона 10% об. ≤ 75 °С;
- температура отгона 50% об. ≤ 120 °С;
- температура отгона 90% об. ≤ 190 °С;
- температура конца кипения ≤ 215 °С;
- остаток после разгонки ≤ 2% об.;
- остаток и потер после разгонки ≤ 4% об.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С - 10-45% об.;
- 100 °С - 35-65% об.;
- 180 °С ≥ 85% об.;
- Индекс испаряемости ≤ 900.
Бензин 2 класса имел следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров - 45-80 кПа.
- Фракционный состав:
- температура начала кипения ≥ 35 °С;
- температура отгона 10% об. ≤ 70 °С;
- температура отгона 50% об. ≤ 115 °С;
- температура отгона 90% об. ≤ 185 °С;
- температура конца кипения ≤ 215 °С;
- остаток после разгонки ≤ 2% об.;
- остаток и потер после разгонки ≤ 4% об.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С - 15-45% об.;
- 100 °С - 40-70% об.;
- 180 °С ≥ 85% об.;
- Индекс испаряемости ≤ 1000.
Бензин 3 класса имел следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров - 55-90 кПа.
- Фракционный состав:
- температура начала кипения - не нормируется;
- температура отгона 10% об. ≤ 65 °С;
- температура отгона 50% об. ≤ 110 °С;
- температура отгона 90% об. ≤ 180 °С;
- температура конца кипения ≤ 215 °С;
- остаток после разгонки ≤ 2% об.;
- остаток и потер после разгонки ≤ 4% об.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С - 15-47% об.;
- 100 °С - 40-70% об.;
- 180 °С ≥ 85% об.;
- Индекс испаряемости ≤ 1100.
Бензин 4 класса имел следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров - 60-95 кПа.
- Фракционный состав:
- температура начала кипения - не нормируется;
- температура отгона 10% об. ≤ 60 °С;
- температура отгона 50% об. ≤ 105 °С;
- температура отгона 90% об. ≤ 175 °С;
- температура конца кипения ≤ 215 °С;
- остаток после разгонки ≤ 2% об.;
- остаток и потер после разгонки ≤ 4% об.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С - 15-50% об.;
- 100 °С - 40-70% об.;
- 180 °С ≥ 85% об.;
- Индекс испаряемости ≤ 1200.
Бензин 5 класса имел следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров - 80-100 кПа.
- Фракционный состав:
- температура начала кипения - не нормируется;
- температура отгона 10% об. ≤ 55 °С;
- температура отгона 50% об. ≤ 100 °С;
- температура отгона 90% об. ≤ 170 °С;
- температура конца кипения ≤ 215 °С;
- остаток после разгонки ≤ 2% об.;
- остаток и потер после разгонки ≤ 4% об.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С - 15-50% об.;
- 100 °С - 40-70% об.;
- 180 °С ≥ 85% об.;
- Индекс испаряемости ≤ 1300.
Классы испаряемости бензина по ГОСТ Р 51105-2020 и ГОСТ Р 51866-2002
Бензин класса А имеет следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров:
- не менее 45,0 кПа;
- не более 60,0 кПа.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С (И70) - 20-48% об.;
- 100 °С (И100) - 46-71% об.;
- 150 °С (И150) ≥ 75% об.;
- Температура конца кипения ≤ 210 °С.
- Остаток после разгонки ≤ 2% об.
- Максимальный индекс паровой пробки - не нормируется.
Бензин класса B имеет следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров:
- не менее 45,0 кПа;
- не более 70,0 кПа.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С (И70) - 20-48% об.;
- 100 °С (И100) - 46-71% об.;
- 150 °С (И150) ≥ 75% об.;
- Температура конца кипения ≤ 210 °С.
- Остаток после разгонки ≤ 2% об.
- Максимальный индекс паровой пробки - не нормируется.
Бензин класса C, C1 имеет следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров:
- не менее 50,0 кПа;
- не более 80,0 кПа.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С (И70) - 22-50% об.;
- 100 °С (И100) - 46-71% об.;
- 150 °С (И150) ≥ 75% об.;
- Температура конца кипения ≤ 210 °С.
- Остаток после разгонки ≤ 2% об.
- Максимальный индекс паровой пробки:
- С - не нормируется;
- С1 - 1050.
Бензин класса D, D1 имеет следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров:
- не менее 60,0 кПа;
- не более 90,0 кПа.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С (И70) - 22-50% об.;
- 100 °С (И100) - 46-71% об.;
- 150 °С (И150) ≥ 75% об.;
- Температура конца кипения ≤ 210 °С.
- Остаток после разгонки ≤ 2% об.
- Максимальный индекс паровой пробки:
- D - не нормируется;
- D1 - 1150.
Бензин класса E, E1 имеет следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров:
- не менее 65,0 кПа;
- не более 95,0 кПа.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С (И70) - 22-50% об.;
- 100 °С (И100) - 46-71% об.;
- 150 °С (И150) ≥ 75% об.;
- Температура конца кипения ≤ 210 °С.
- Остаток после разгонки ≤ 2% об.
- Максимальный индекс паровой пробки:
- E - не нормируется;
- E1 - 1200.
Бензин класса F, F1 имеет следующие характеристики:
- Давление насыщенных паров:
- не менее 70,0 кПа;
- не более 100,0 кПа.
- Бензин испарившийся при:
- 70 °С (И70) - 22-50% об.;
- 100 °С (И100) - 46-71% об.;
- 150 °С (И150) ≥ 75% об.;
- Температура конца кипения ≤ 210 °С.
- Остаток после разгонки ≤ 2% об.
- Максимальный индекс паровой пробки:
- F - не нормируется;
- F1 - 1250.
Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту |
|
|