|
18. Применение инертного газа18.1. Инертный газ для заполнения грузовых танков может быть использован на всех стадиях рейса, исключая то время, когда требуется безопасный вход людей в эти помещения без дыхательных аппаратов. 18.2. Эксплуатация и уход за системой инертных газов должны производиться в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации системы, издаваемой заводом-изготовителем. 18.3. Содержание кислорода в инертном газе не должно превышать 5 % объемных, при этом в газе должны отсутствовать окись углерода и другие горючие примеси. При увеличении содержания кислорода до 8% объемных должна срабатывать световая и звуковая сигнализация предупреждения. Температура газа, поступающего в грузовые танки, должна быть не более 65°С. 18.4. Давление инертного газа в грузовых танках не должно превышать 0,017 МПа (0,17 кгс/см2), исключая танки, спроектированные для высоких давлений. При этом должны использоваться высокочувствительные приборы для контроля за давлением. 18.5. В состав инертных газов могут входить двуокиси серы или окислы азота, которые обладают токсичностью, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать меры предосторожности. 18.6. Применение системы инертных газов на танкере не гарантирует абсолютную взрывопожаробезопасность в связи с возможностью попадания атмосферного кислорода в инертные газы, поэтому на танкерах с системами инертных газов не должны ослабляться обычные меры пожарной безопасности. 18.7. Инертными газами нельзя воздействовать на внешние очаги загорания, например при загорании нефтепродуктов, разлитых на грузовую палубу, при пожаре в грузовом танке, получившем пробоину при столкновении, и др., так как инертные газы легко обогащаются кислородом воздуха. 18.8. При погрузке нефтегрузов в инертированные танки подача инертного газа в танки должна быть прекращена и отвод газов должен производиться в атмосферу через газоотводную систему танков. Дыхательные клапаны газоотводной системы «давление-вакуум» в этом случае должны быть открыты только на время, пока идет погрузка. 18.9. Если грузовые танки заполнены инертным газом под давлением, то нельзя открывать крышки горловин танков, смотровых и моечных, лючков, например, для замера уровня груза или отбора проб до тех пор, пока в танке давление не будет уменьшено и не сравняется с наружным. 18.10. При открывании крышек горловин или моечных лючков следует находиться в стороне от них и ни в коем случае не стоять над ними. 18.11. Перед началом погрузки необходимо в грузовых танках замерить содержание кислорода в инертном газе и данные записать в судовой журнал. 18.12. При плавании с грузом или в балласте утечки инертного газа из грузовых танков могут происходить при изменении температурных условий. При повышении температуры воздуха и воды давление газов в танках увеличивается и часть газов выпускается в атмосферу через газоотводную систему. При понижении температуры воздуха и воды давление газов в танках падает и в них поступает атмосферный воздух, поэтому бывает необходимо произвести подкачку инертных газов в грузовые танки. Подкачку газа рекомендуется производить в жаркое время суток, чтобы в последующем избежать подрыва предохранительных клапанов. 18.13. Пустые грузовые танки, в которых не перевозится груз, также должны заполняться инертным газом, так как в них могут скапливаться пары нефтепродуктов, а также перетекать груз из смежных танков. 18.14. При выгрузке система инертных газов должна работать постоянно, чтобы поддерживать необходимое давление газов в танках. Во избежание попадания наружного воздуха разгерметизация грузовых танков не допускается. Дыхательные клапаны газоотводной системы должны быть закрыты. Замер уровня груза в танках должен производиться закрытой системой. 18.15. Во время выгрузки необходимо контролировать давление газов в грузовых танках, так как количество поступающих в грузовые танки инертных газов может быть меньше по объему количества выкачиваемого груза. В случае снижения давления газов в грузовых танках при работающем нагнетателе необходимо уменьшить производительность грузовых насосов. 18.16. Если после выгрузки возникает необходимость проверки остатков груза с помощью рулетки или футштока, необходимо остановить вентиляторы системы инертных газов, закрыть клапаны на все танки, стравить избыточное давление и после этого выполнить замеры. После проведения замеров необходимо поднять давление газа до номинального. 18.17. При производстве балластных операций система инертных газов должна работать в таком же режиме, как и при проведении грузовых операций. 18.18. При мойке танков стационарными моечными машинками давление инертных газов в танках следует поддерживать в пределах, не превышающих давления, при котором происходит выброс газов из танка через дыхательные клапаны газоотводной системы. 18.19. При мойке танков переносными моечными машинками давление инертных газов в танках следует поддерживать несколько больше атмосферного, чтобы предотвратить попадание кислорода в моющиеся танки из внешней среды. Перед тем как переносить моечные машинки из одного танка в другой, давление инертных газов в этих танках следует снизить до атмосферного. 18.20. Перед началом мойки и после ее окончания необходимо замерить содержание кислорода в атмосфере танка. 18.21. После окончания мойки грузовые танки должны быть вновь заполнены инертным газом до номинального давления, если танкер опять идет под погрузку нефтепродуктов. 18.22. Перед спуском людей в танки для профилактического осмотра или проведения работ необходимо проверить газоанализатором, нет ли в танке инертного газа или паров нефтепродуктов, проверить закрытие клапанов, через которые может подаваться инертный газ, и убедиться, что танк не сообщается с другими, заполненными инертным газом. Также должен быть сделан анализ воздуха в танке на содержание кислорода. Во время нахождения людей в танке должна производиться его вентиляция свежим воздухом. 18.23. Во время погрузки, приема балласта или дегазации танков, когда из них вытекает инертный газ, все иллюминаторы и двери, выходящие на грузовую палубу, должны быть закрыты во избежание попадания его в судовые помещения. Также необходимо принять меры, предупреждающие захват инертного газа общесудовой вентиляцией через палубные приемники воздуха.
|
|