|
|
КОНТРОЛЬ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОГО И ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОГО И ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА НА ТАНКЕРАХ
- Пожарная опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей характеризуется пределами взрываемости их паров в воздухе.
Пределы взрываемости паров нефтепродуктов в воздухе могут быть выражены либо температурой жидкости - температурные пределы, либо концентрациями паров - концентрационные пределы.
- Для закрытых емкостей нефтеналивных судов, где образуются концентрации паров нефтепродуктов в насыщенном состоянии, на практике удобнее пользоваться температурными пределами взрываемости.
При пользовании температурными пределами достаточно замерить температуру паров нефтепродуктов и иметь данные по температурным пределам взрываемости нефтепродуктов (см. таблицу).
- Для открытых емкостей и помещений (грузовые танки после выгрузки нефтепродуктов, машинные и помповые отделения, сухогрузные трюмы, каюты и другие помещения), где могут образоваться пары
нефтепродуктов в насыщенном состоянии, нужно пользоваться только концентрационными пределами взрываемости.
При пользовании концентрационными пределами взрываемости необходимо отбирать пробы смеси паров с воздухом и производить их анализ с помощью газоанализаторов, сопоставляя полученные данные с
таблицами.
- При перевозке нефтепродуктов на танкерах пользование температурными пределами взрываемости позволяет достаточно быстро и точно определить взрываемость смеси паров нефтепродуктов с воздухом
в закрытых танках, груженных нефтегрузом, и принимать соответствующие меры предосторожности.
- Практические применения температурных пределов взрываемости при перевозке нефтепродуктов на танкерах приведены в следующих примерах.
Пример 1. Танкер, груженный тракторным керосином с плотностью 0,819 и температурой вспышки +28°С, совершает рейс в широтах с температурой воздуха +30°С и температурой забортной
воды +18°С.
Из таблицы, п. 10, находим, что нижний температурный предел взрываемости данного керосина составляет +26°С, а верхний +65°С. Таким образом, при температуре воздуха +30°С насыщенные пары керосина в
подпалубном пространстве танков образуют с воздухом взрывоопасную смесь.
Поэтому целесообразно в данных условиях рекомендовать охлаждение палубы забортной водой ниже +26 °С.
Пример 2. Танкер, груженный нафталигроином (каталитический) с температурой вспышки +41°С, совершает рейс в южных широтах при температуре воздуха +43°С.
Из таблицы, п. 13, находим, что температурные пределы взрываемости для нафталигроина составляют: нижний +36°С, верхний +71°С.
Таким образом, при температуре воздуха +43°С насыщенные пары нафталигроина в палубном пространстве танкера образуют с воздухом взрывоопасную смесь.
Поэтому, несмотря на то что нафталигроин в обычных условиях относится к нелетучим нефтепродуктам, необходимо в приведенных нами условиях на танкере ввести противопожарный режим, как для судна,
перевозящего летучие нефтепродукты.
Пример 3. Танкер после выгрузки бензина был загружен мазутом марки 40. При этом в общем объеме груза бензин составляет 3 %, а мазут - 97%. Танкер совершает рейс из южных широт при
температуре +36°С в северные широты с температурой воздуха +18°С.
Из таблицы, п. 21., находим, что смесь, состоящая из 97% мазута и 3% бензина имеет температурные пределы взрываемости: нижний +30°С, верхний +75°С.
Поэтому при плавании в южных широтах при температуре +34°С пары мазута с бензином в смеси с воздухом образуют в танках взрывоопасную смесь, и в соответствии с этим необходимо ввести для судна режим перевозки летучих нефтепродуктов.
№ п/п |
Нефтепродукт |
Плотность при 20 °С |
Температура самовоспламенения паров в воздухе (метод «капли»), °С |
Температура вспышки, °С |
Температурные пределы взрываемости насыщенных паров в воздухе, °С |
нижний |
верхний |
1 |
Бензин авиационный Б100/130 |
0,728 |
474 |
-34 |
-34 |
-4 |
2 |
Бензин авиационный Б95/130 (этилированный) |
0,736 |
360 |
-37 |
-34 |
-4 |
3 |
Бензин авиационный Б91/115 |
0,729 |
435 |
-38 |
-38 |
-5 |
4 |
Бензин авиационный Б/70 |
0,745 |
300 |
-34 |
-34 |
-4 |
5 |
Бензин автомобильный А-66 |
0,728 |
255 |
-39 |
-39 |
-8 |
6 |
Безин-растворитель БР-1 |
0,722 - 0,730 |
350 |
-17 |
-17 |
-10 |
7 |
Бензин-растворитель БР-2 |
0,700 - 0,730 |
270 |
-17 |
|
|
8 |
Бензин (уайт-спирит) |
0,770 |
227 |
33 - 36 |
33 |
68 |
9 |
Керосин осветительный |
0,810 |
265 |
48 |
45 |
86 |
10 |
Керосин тракторный |
0,819 |
260 |
28 |
26 |
65 |
11 |
Керосин тракторный |
0,809 |
290 |
4 |
4 |
35 |
12 |
Лигроин приборный |
0,770 |
380 |
10 |
2 |
34 |
13 |
Нафталигроин (каталитический) |
0,861 |
455 |
41 |
36 |
71 |
14 |
Масло зеленое |
0,965 - 0,970 |
450 |
65 |
50 |
100 |
15 |
Масло автотракторное ЛК-10 («Автол-10») |
0,930 |
340 |
167 |
154 |
193 |
16 |
Масло Л для высокоскоростных механизмов («Велосит») |
0,882 |
250 |
120 |
100 |
140 |
17 |
Масло вазелиновое медицинское |
0,875 - 0,890 |
290 |
185 |
124 |
190 |
18 |
Масло приборное МВП |
0,900 |
300 |
135 |
119 |
159 |
19 |
Масло турбинное Т22 |
0,900 |
400 |
180 |
148 |
182 |
20 |
Масло турбинное Т57 |
0,900 |
390 |
195 |
148 |
187 |
21 |
Мазут (97 %) + бензин (3 %) |
0,925 |
- |
30 |
30 |
75 |
22 |
Нефть карадагская |
0,831 |
320 |
-21 |
-21 |
19 |
23 |
Нефть балаханская, тяжелая |
0,917 |
310 |
23 |
23 |
50 |
24 |
Нефть биби-эйбатская, легкая |
0,867 |
260 |
5 |
2 |
26 |
25 |
Нефть бинагадинская |
0,9064 |
300 |
18 |
12 |
39 |
26 |
Нефть зольнинская (сырая) |
0,840 |
- |
-35 |
-35 |
-14 |
27 |
Нефть сураханская (масляная) |
0,888 |
300 |
22 |
18 |
43 |
28 |
Нефть сураханская, отборная |
0,8513 |
300 |
12 |
12 |
60 |
29 |
Нефть туймазинская (сырая) |
0,852 |
320 |
-21 |
-21 |
-8 |
29 |
Нефть туймазинская (сырая) |
0,852 |
320 |
-21 |
-21 |
-8 |
30 |
Нефти Западной Сибири (тюменские) Нефти Венесуэлы |
0,826 - 0,890 |
- |
-22 |
-21 |
- |
31 |
Лагуна |
0,980 |
- |
55 |
- |
- |
32 |
Тиа Хуана |
0,980 |
- |
55 |
- |
- |
33 |
Лагомар |
0,980 |
- |
55 |
- |
- |
34 |
Лагомар |
0,868 |
- |
3 |
- |
- |
35 |
Лаготреко Нефти, отгружаемые из портов Новороссийск, Туапсе, Одесса |
0,868 |
- |
3 |
- |
- |
36 |
Ромашкинская |
0,860 |
250 |
-38 |
-38 |
Данных нет: устанавливается режим летучих нефтепродуктов |
37 |
Бугурусланская |
0,855 |
- |
-20 |
-20 |
38 |
Кинельская |
0,842 |
- |
-20 |
-20 |
39 |
Шановская |
0,820 |
-35 |
-35 |
-35 |
40 |
Грозненская |
0,820 |
-30 |
-30 |
-30 |
41 |
Анастасиевская |
0,900 |
- |
-25 |
-25 |
42 |
Топлива газотурбинные ТГВК |
0,935 |
350 |
65 |
91 |
155 |
43 |
ТГ |
0,935 |
350 |
61 |
91 |
155 |
44 |
Топливо дизельное ДП |
0,864 |
310 |
65 |
61 |
100 |
45 |
Топливо дизельное ДЗ |
0,831 |
240 |
50 |
69 |
119 |
46 |
Топливо дизельное ДА |
0,847 |
230 |
35 |
57 |
105 |
47 |
Топливо дизельное ДС |
0,844 |
345 |
90 |
76 |
115 |
48 |
Топливо нефтяное мазут флотский Ф-12 |
0,928 |
390 |
90 |
106 |
133 |
49 |
Мазут флотский 40 |
0,949 |
380 |
90 |
138 |
145 |
50 |
Топливо для реактивных двигателей Т-1 |
0,775 |
345 |
-17 |
-17 |
7 |
51 |
Солвент нефтяной |
0,880 |
520 |
- |
- |
- |
Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту |
|
|
|