|
Определение размера недостачи спирта этиловогоПри транспортировке спирта в цистернах объем спирта зависит от изменения температуры окружающего воздуха и может увеличивается или уменьшается, как следствие его уровень в цистернах соответственно растёт или падает. Объем спирта при меняется на некоторую величину. Расчет сохранности или величины недостачи спирта выполняют с помощью "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн". В таблице 1 приведены нормы нормальной убыли спирта при транспортировке и ёмкости колпака цистерн на 10 мм его высоты. Значение коэффициента теплового расширения спирта принимается равным 0,001. При выполнении расчётов необходимо учитывать, что:
Таблица 1 - Нормы естественной убыли спирта этилового (винного) и вместимость колпака цистерн
* Для перерасчета убыли естественного характера в декалитры водноспиртового раствора нужно естественное уменьшение в декалитрах абсолютного спирта умножить на 100 и поделить на актуальную крепость спирта выраженную в процентах. Примеры расчета
Пример 1. Спирт отправлен в цистерне 62 типа калибровки котла. На станции отправления определены:
Цистерна транспортировалась в течение 5 суток и прибыла на станцию назначения с дефектом запорно-пломбировочного устройства (ЗПУ). Произведя вскрытие цистерны замером определено:
Недостача спирта оределяется следующим образом. По "Таблицам калибровки железнодорожных цистерн":
Таким образом, высота верхней кромки горловины люка от нижней поверхности котла вагона-цистерныцистерны составит: 300 + 3 + 14,5 + 0,9 = 318,4 см,
откуда уровень налива спирта на станции отгрузки определится: 318,4 - 34,4 = 284,0 см,
а на станции выгрузки: 318,4 - 40,9 = 277,5 см.
Из "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн" для цистерны 62 типа калибровки высоте налива (284 см) получим, что объем 71320 дм3 (л) = 7132,0 дал. От снижения температуры спирта на -1,0° - (-13,5°) = 12,5°С произошло уменьшение объёма на 7132x0,001x12,5 = 89,15 дал. Естественная уменьшение количества спирта за время транспортировки в декалитрах спиртоводного раствора определится, как: Общая убыль спирта за время транспортировки составит 89,15 + 1,45 = 90,6 дал. По данным измерений уровень спирта за время транспортировки снизился до высоты 277,5 см, которой соответствует объем: 70210 + (70375 - 70210) × 0,5 = 70292,5 дм3 (л) = 7029,25 дал.
Следовательно, объем спирта в вагоне-цистерне по факту уменьшился на: 7132,0 - 7029,25 = 102,75 дал,
откуда следует, что за время транспортировки утрачен спирт в количестве: 102,75 - 90,6 = 12,15 дал.
Погрешность вычисления количества жидкости объемно-массовым статическим методом ввиду расхождения между ёмкостью котла-эталона и фактической ёмкостью, составляет ±0,5% и для условий данного случая равна: Размер недостачи спирта (12,15 дал) меньше погрешности измерения объема (35,15 дал). По данному вагону-цистерне недостача отсутствует. Пример 2. Спирт экстра очистки отправлен в цистерне 66 типа калибровки котла. На станции отправления определены:
Цистерна транспортировалась в течение 8 суток; при вскрытии вагона-цистерны выявлено, что температура спирта выросла до +9,5°С, при этом уровень недолива спирта до верхней образующей горловины вагона-цистерны составила 249 мм, концентрация - 96,4%. Расчет сохранности спирта для данного случая выполняется следующим образом. По "Таблицам калибровки железнодорожных цистерн":
То есть, высота верхней кромки горловины люка от нижней образующей котла цвагона-истерны составит: 320 + 3 + 0,9 + 2,2 = 326,1 см,
откуда высота налива спирта на станции погрузки составит: 326,1 - 26,0 = 300,1 см,
а на станции выгрузки: 326,1 - 24,9 = 301,2 см.
Из "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн" для цистерны 66 типа калибровки уровню налива (300,1 см) соответствует объем: 82968 + (83136 - 82968)´0,1 = 82984 дм3 (л) = 8298,48 дал.
От роста температуры спирта на 9,5° - (-0,5°) = 10,0°С его объем увеличивается на: 8298,48x0,001x10,0 = 82,98 дал.
Нормативная убыль спирта за время перевозки в декалитрах спиртоводного раствора составляет: Так как температура спирта за время транспортировки увеличилась, естественное уменьшение должно быть вычтено из количества декалитров, на которое вырос объем спирта от роста температуры. По итогу объем спирта в вагоне-цистерне должен был вырости на: 82,98 - 2,57 = 80,41 дал.
По результатам замеров уровень спирта за время транспортировки повысился до уровня 301,2 см, что соответствует объему: 83136 + (83299 - 83136)x0,2=83168,6 дм3 (л) = 8316,86 дал.
По факту объем спирта в цистерне вырос на: 8316,86 - 8298,48 = 18,38 дал,
откуда получается, что за время транспортировки произошла утрата спирта в размере: 80,41 - 18,38 = 62,03 дал
Погрешность вычисления количества жидкости объемно-массовым статическим методом ввиду расхождения между ёмкостью котла-эталона и фактической ёмкостью, составляет ±0,5% и для условий данного случая равна: Размер недостачи спирта (62,03 дал) не покрывается погрешностью измерения объема (41,58 дал). По данной перевозке получена недостача.
|
|