Условия перевозки метилового спирта

Метанол (спирт метиловый) считается опасным легковоспламеняющимся и очень ядовитым грузом и является бесцветной прозрачной легкоподвижной жидкостью. Температура кипения метилового спирта - 66°С, а температура вспышки - 6°С, пары контактируя с воздухом образуют взрывоопасную смесь.

По цветовым, вкусовым характеристикам и запаху метиловый спирт напоминает этанол, но попав в организм человека даже в малом количестве (15-30 мл) приводит к отравлению с тяжкими последствиями - утратой зрения до абсолютной слепоты и летальный исход.

Транспортировка метилового спирта по железным дорогам осуществляется при обязательном конвоировании военизированной охраной согласно внутреннего законодательства с момента передачи отправителем груза заполненного вагона-цистерны железной дороге до момента получения его грузополучателем.

Метиловый спирт транспортируется в специальных вагонах-цистернах грузоотправителей (грузополучателей) с демонтированным нижним сливным прибором, укомплектованных предохранительными кожухами над крышками люков.

Транспортировка метилового спирта допускается осуществлять под избыточным давлением азота от 0,01 до 0,03 МПа. В данном случае цистерны оснащаются манометром и запорной арматурой. Метиловый спирт при наличии азотной "подушки" транспортируется с обязательным конвоированием груза проводниками грузоотправителя (грузополучателя).

Транспортировка метилового спирта в иных вагонах-цистернах, а также нецелевое применение вагонов-цистерн для метилового спирта не допускается.

Котел вагона-цистерны должен быть окрашен в желтый цвет (броневой лист - черным цветом). По осевой линии вдоль цилиндрической обечайки котла с двух сторон наносится полоса чёрного цвета шириной 500 мм. С правой части цилиндрической обечайки котла (с двух сторон) на расстоянии 50 мм левее хомута в полосе чёрного цвета оставляются разрывы, составляющие прямоугольники шириной 500 мм (такой же, как у самой полосы), и длиной, достаточной для нанесения надписи: "Метанол". Эти прямоугольники окрашиваются в белым цветом. Такие же прямоугольники следует наносить и в средней части обоих днищ под горизонтальной осью. Высота букв 150 мм. Справа от этой надписи должны быть нанесены знаки опасности по образцам № 3, 6.1 (Приложение 6 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам). Все надписи выполняются черной краской. Помимо этого, на вагонах-цистернах выполняются соответствующие трафареты.

До подачи под налив метилового спирта вагон-цистерна необходимо внимательно осмотреть представителю железной дороги в части наличия четко различимой отличительной окраски, знаков опасности и предупредительных трафаретов, работоспособности ходовых частей и котла, присутствия предохранительного кожуха, приспособлений для герметичного закрытия крышки люка и проушин для навешивания пломб.

Наливные и сливные операции метилового спирта выполняются средствами отправителя и получателя груза на их складах.

Перед наливом метилового спирта отправитель груза должен проконтролировать:

  • присутствие на котле четко видимой отличительной окраски и ясно различимых трафаретов об опасности груза;
  • укомплектованность предохранительным кожухом, исправными устройствами для герметичного закрытия крышки люка и проушин для навешивания пломб.

Наливать метиловый спирт в вагон-цистерну до устранения обнаруженной неисправности запрещается.

Во время наполнения вагон-цистерны грузоотправитель должен контролировать исправность котла вагона-цистерны. При обнаружении утечки налив следует остановить и грузоотправитель должен незамедлительно перекачать метиловый спирт из дефектного вагона-цистерны. Уровень наполнения вагона-цистерны метиловым спиртом должен соответствовать требованиям.

Транспортировка метилового спирта допускается осуществлять под избыточным давлением азота от 10 до 30 кПа. В таком случае вагоны-цистерны комплектуются манометром и запорной арматурой. В накладной после названия груза отправитель груза делает отметку: "Перевозится под избыточным давлением инертного газа (азота) ____ кПа".

По завершению налива грузоотправитель должен:

  • смонтировать под крышкой люка обтюрацию для исключения расплескивания груза при транспортировке;
  • герметично закрыть крышку люка, зафиксировать ее болтами и опломбировать вагон-цистерну ЗПУ;
  • закрыть предохранительный кожух, зафиксировать его проволочной скруткой и опломбировать;
  • повесить на предохранительный кожух табличку с транспортной маркировкой;
  • удостоверить своей подписью в накладной факт визуального контроля груженого вагона-цистерны.

На пустые вагоны-цистерны после слива метилового спирта формируется полный комплект перевозочной документации с внесением всех отметок об опасности груза, как и для заполненных метанолом вагонов-цистерн.

При приемке заполненного вагона-цистерны к отправлению компетентный работник железной дороги должен проконтролировать:

  • факт четкой видимости маркировки об опасности груза;
  • отсутствие утечки содержимого из вагона-цистерны;
  • присутствие ЗПУ и бирки на предохранительном кожухе, надежность установки ЗПУ.

При выявлении какого-либо отклонения груз к перевозке не допускается, вагон-цистерна подлежит возврату грузоотправителю.

Уполномоченный сотрудник железной дороги должен выполнить визуальный контроль состояния вагон-цистерны, удостоверить своей подписью в накладной итоги осмотра и пригласить военизированную охрану для приемки вагона-цистерны с метиловым спиртом под охрану. Если на станции отправления военизированная охрана отсутствует, следует предварительно известить подразделение военизированной охраны, которое обслуживает станцию.

При приемке под охрану вагона-цистерны с метиловым спиртом наряд военизированной охраны железной дороги контролирует наличие ЗПУ на защитном кожухе люка вагона-цистерны и его целостность. В случае выявления отсутствия или дефектов ЗПУ стрелок военизированной охраны железной дороги должен незамедлительно сообщить об этом руководителю станции и командиру подразделения военизированной охраны.

Вагон-цистерна с метиловым спиртом должен всё время быть под охраной:

  • на станции отправления - с момента приемки вагона-цистерны от грузоотправителя;
  • на протяжении всего пути следования;
  • на станции назначения - до передачи заполненного вагона-цистерны грузополучателю.

В случае выявления при транспортировке неисправного вагона-цистерны, нуждающегося в перекачке содержимого, такой вагон-цистерна подлежит отцепке от поезда и отводу на станционные пути, определенные техническо-распорядительным актом станции. Руководитель станции или его заместитель осуществляет вызов военизированной охраны, а до момента прибытия охраны вагона-цистерны назначает для этих целей сотрудников станции.

Перекачка метилового спирта, промывка вагона-цистерны и удаление воды после промывки осуществляется в присутствии руководителя станции или его заместителя. Лица, выполняющие перекачку метанола, должны быть отдельно проинструктированы о ядовитых свойствах метилового спирта, опасности пищевого отравления им при попадании в организм человека, а также о требованиях противопожарной безопасности при осуществлении этих работ. Во время откачки метилового спирта до завершения уничтожения остатков содержимого вагон-цистерна находится под военизированной охраной, которая должна не допускать непричастных лиц к месту выполнения работ и предотвратить кражу метанола.

По факту доставки вагона-цистерны с метиловым спиртом на станцию назначения получатель груза должен:

  • принять вагон-цистерну с метиловым спиртом под охрану после передачи его железной дорогой;
  • слить содержимое из вагона-цистерны в полной мере, без остатка, продуть вагон-цистерну инертным газом (азотом) (если метанол транспортировался под избыточным давлением) или выполнить промывку котла водой до полного отсутствия запаха метилового спирта, потратив на котел не менее 2 м3 воды. Воду после выполнения промывки необходимо полностью удалить из котла;
  • после контроля вагона-цистерны герметично закрыть крышку колпака, закрыть предохранительный кожух, зафиксировать его и опломбировать вагон-цистерну ЗПУ;
  • повесить на предохранительный кожух табличку с надписью: "Порожняя - метанол", а также прописать наименование грузополучателя, станцию отправки и станцию назначения пустого вагона-цистерны;
  • предоставить станции комплект перевозочных документов на отправку пустого вагона-цистерны из-под метилового спирта. В накладной получатель груза проставляет запись: "Метанол слит, вагон-цистерна промыт, промывная вода удалена полностью", которую удостоверяет своей подписью.

по факту слива метилового спирта и промывки вагона-цистерны грузополучателем руководитель станции (или его заместитель) лично выполняет осмотр вагона-цистерны, удостоверяется в полноте удаления воды после промывки и отсутствие жидкой фазы на дне котла вагона-цистерны, итоги осмотра удостоверяет своей подписью в накладной на пустой вагон-цистерну. Если на станции отсутствуют электрические фонари во взрывобезопасном исполнении, то проверка полного слива вагонов-цистерн необходимо осуществлять исключительно до наступления тёмного времени суток.

В том экземпляре перевозочных документов, который остается на станции отправления, сотрудником железной дороги делается отметка: "В накладной отметку о результатах осмотра порожней цистерны после слива метилового спирта подписали (указываются должности и фамилии подписавших лиц)".

При обнаружении вагонов-цистерн, не имеющих документов, но груженных метанолом, или пустых из-под метилового спирта, такие вагоны-цистерны незамедлительно необходимо передать под охрану. Железная дорога оформляет коммерческий акт, формирует перевозочные документы согласно надписям на табличке, имеющейся вместе с ЗПУ, и под охраной отправляет вагон-цистерну на станцию, которая указана в трафарете приписки.

Задержка пустых без документных вагонов-цистерн или вагонов-цистерн с не полностью остатками метилового спирта требует оформления акта общей формы, копию которого необходимо приложить к перевозочным документам.

При обнаружении пустых вагонов-цистерн из-под метилового спирта с некорректной окраской, знаками опасности нечеткими или не соответствующим требованиям Правил, если невозможно устранить недостатки на месте, то такие вагоны-цистерны направляются к пунктам приписки исключительно в сопровождении военизированной охраны в порядке, который предусмотрен для сопровождения заполненных вагонов-цистерн.


Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по сайту